|
|
N°17, 31 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Клебанов взялся за новые иномарки
Минпромнауки хочет обложить их 35% пошлиной
Громом среди ясного неба стало для автолюбителей вчерашнее известие о планируемом повышении пошлин на иномарки с 25% до 35%. Как утверждается, такое предложение Минпромнауки внесло в правительственную комиссию по защитным мерам. Если комиссия, а вслед за ней и премьер согласились бы с ведомством г-на Клебанова, то страну ожидало бы не только резкое сокращение ввоза подержанных иномарок (к чему привело прошлогоднее повышение пошлин на машины старше семи лет), но и рост цен на новые автомобили. Как считают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в случае роста ставки до 35% относительно недорогие иномарки, стоящие сейчас примерно 15--20 тыс. долл., подорожают примерно на 1,5--2 тыс. долл. Цена же дорогих иномарок подскочит на 6--8 тысяч.
Между тем и в Минпромнауки, и в Белом доме информацию о предложении повысить пошлины отказались официально комментировать. Однако такая инициатива вполне укладывается в идеологию поведения Минпромнауки в отношении автопрома. Об этом свидетельствует как упомянутое решение ввести запретительные пошлины на «семилетки», так и еще одно намерение этого ведомства - уравнять в этом году условия ввоза машин для физических и юридических лиц. Такое выравнивание приведет к тому, что ввоз иномарки частному лицу обойдется примерно в 2,5 раза дороже, чем сейчас.
При этом в Минпромнауки постоянно подчеркивают, что цель отнюдь не в безоговорочной поддержке отечественного автопрома, производящего устаревшие машины. Поставлена более амбициозная задача -- привлечь в страну крупные западные автоконцерны, которые и должны помочь модернизировать производство. Как говорят в министерстве, только так наши заводы смогут выжить после введения в России в ближайшие годы современных требований к автомобильной технике, например по безопасности, экологии и т.д. Причем, как поясняют в Минпромнауки, выжить им надо обязательно, поскольку в автопроме и сопутствующих отраслях трудятся 10 млн человек.
По данным газеты «Время новостей», Минпромнауки предлагает держать 35-процентную пошлину в течение семи лет. После чего она будет снижена и составит максимум 15%. За этот время, надеются в министерстве, западные автопроизводители освоятся в России и начнут либо делать совместные с нашими заводами машины, либо выпускать здесь собственные автомобили. Примеры уже есть: завод по выпуску «Форда-Фокус» во Всеволжске и проект ВАЗа и GM по созданию внедорожника «Шевроле-Нива». При этом Минпромнауки активно поддерживает предложение Минэкономразвития о создании особых экономических зон, в которых на льготных условиях могло бы развиваться автопроизводство.
Все как будто логично. С тем исключением, что в эту картину слабо вписываются интересы автолюбителей. И не только потому, что после повышения пошлин на иномарки многим они станут не по карману. Дело в том, что западные автоконцерны вовсе не собираются выпускать здесь автомобили по ценам, доступным большинству нынешних покупателей машин. В результате самая массовая по спросу ценовая ниша до 10 тыс. долл. может серьезно оголиться с точки зрения предложения.
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Андрей Кормилицын соглашается с тем, что повышение пошлины до 35% на новые иномарки выгодно прежде всего иностранным производителям, которые хотят открыть собственное автомобильное производство в России. По его словам, машины, произведенные в России, обойдутся дешевле ввезенных из-за рубежа в среднем на 30%. Нашим же заводам эта мера ничего не даст, так как основными конкурентами отечественных машин являются подержанные иномарки. Оценивая скептически возможность принятия правительством решения о 35-процентной пошлине, г-н Кормилицын считает, что более весомые шансы получить одобрение кабинета министров имеет мера по уравниванию таможенных пошлин на импорт поддержанных автомобилей для юридических и физических лиц. По словам аналитика, она отвечает интересам как российских, так и иностранных производителей и дилеров.
В правительстве предложение Минпромнауки встретили с возмущением. Этого, впрочем, вполне можно было ожидать, учитывая прошлогодние битвы вокруг пошлин на поддержанные иномарки. Как заявил газете «Время новостей» высокопоставленный правительственный источник, «в прошлый раз чрезмерная активность в этом направлении уже стоила Илье Клебанову должности вице-премьера. Поэтому нынешняя должность министра может оказаться для него не последней».
Михаил ВОРОБЬЕВ, Яна ВИКТОРОВА