|
|
N°16, 30 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Завещание Аньелли
«Феррари» и «Ювентус» остались в руках наследника легендарного магната
Последнее время итальянский футбол преследуют финансовые трудности: разорилась «Фиорентина», у одного из лидеров «Лацио» многомиллионные долги перед футболистами. Остальным приходится резко сокращать расходы. К туринскому «Ювентусу» беда подошла совсем с другой стороны -- на прошлой неделе умер Джованни Аньелли, человек, с которым связана большая часть успехов команды.
Джованни впервые увидел «Ювентус» в пятилетнем возрасте, когда отец взял его на дебютный матч знаменитого футболиста Хирцера. А спустя два десятилетия он уже занял место президента «Ювентуса». Тогда Турин прославлял другой великий клуб -- «Торино». Считалось, что обыграть его невозможно и только высшие силы способны прервать царившее превосходство. К всеобщему ужасу, так и произошло: 4 мая 1949 года команда почти целиком погибла в авиакатастрофе. Свидетели говорят, что Аньелли одним из первых прибыл к месту аварии и там же произнес: «Скоро в Турине снова появится великий клуб!» Он сразу начал действовать -- усилил «Старую сеньору» шестью футболистами и даже слетал в Англию к будущему президенту ФИФА Стэнли Роузу за советом относительно тренера. Выбор пал на Джесси Карвера, а уже в следующем году «черно-белые» завоевали звание чемпионов. В 1954 году кресло президента перешло к Умберто, брату Аньелли, но это было формальностью. Все знали, кто по-настоящему принимает решения.
Умение вовремя проделать революционные изменения, смысл которых ясен только ему самому, стало фирменным знаком Аньелли. В 1980 году в Италии разрешили приглашать легионеров. Естественно, что в «Ювентус» тут же пришел звездный игрок -- ирландец Лиам Брэйди. Два года -- два скудетто. Однако этого показалось мало, и на место Брэйди был приглашен Мишель Платини. Такое решение было далеко не очевидным, особенно после первого блеклого сезона француза. Аньелли всегда умел отвечать за свои поступки, и в следующие годы Платини показал, чего он стоит. В итоге Мишель был признан лучшим игроком за всю историю клуба. Следующая революция грянула в рядах «Ювентуса» в 90-е, и опять ее предводителем стал Джованни.
В «Милан» пришел президент Сильвио Берлускони, внесший в футбол большие деньги и новые правила ведения дел. Реакция Аньелли была привычно стремительной. Бессменный генеральный директор и тренер Джампьеро Баниперти был уволен, а ведущие футболисты распроданы. На вакантное место приглашен знаменитый Джованни Траппатони. Что касается состава, то на его обновление ушло 48 млн долларов, невиданная по тем временам сумма, а роль лидера досталась Роберто Баджо. Однако прошло четыре года, и все опять изменилось: новым тренером стал седовласый Марчелло Липпи, который вскоре заменил Баджо на молодого Дель Пьеро. Бесконечные встряски никогда не давали застояться большому организму «Ювентуса», именно это стало залогом 26 чемпионских званий. Аньелли всегда играл на опережение.
У болельщиков «Юве» существует святая вера: пока руководство клубом в руках семьи Аньелли, все будет в порядке. Как ни странно, это подтверждает и история: когда у Джованни не оставалось времени на «Старую сеньору», успех обходил ее стороной. Проявляя сентиментальность, он говорил: «Ювентус» -- это вся моя жизнь. Я начинаю волноваться, увидев заглавное «J» на обложке любого журнала». Не меньше его притягивали и автогонки, в них фаворитом была ярко-красная «Феррари». Команда фактически принадлежала Аньелли, но ее основатель Энцо Феррари не хотел делиться властью.
После смерти Энцо в 1988 году его детище осталось без руководителя, который пестовал команду на протяжении долгих лет. Времена были не лучшие, последний чемпионский титул в личном зачете был завоеван в 1979 году, а командный -- в 1983-м. Исправлять ситуацию взялся Джованни. После многочисленных неудач в 1992 году он пригласил на место президента Луку ди Монтеземоло. Вместе они взялись за работу. Через год в команду пришел Жан Тодт, который занимался раллийными гонками: сначала в качестве пилота, а потом и руководителя. Пригласить такого человека -- немалый риск. Разница между классами машин огромна, и знание нюансов решает многое. Несмотря на это, талантливый француз за несколько лет сумел обеспечить лучший болид, посадить в него лучшего пилота и фактически возродить команду.
Какое будущее ожидает «Феррари» и «Ювентус» теперь? Видимо, все останется на своих местах. Захочет ли «Фиат», у которого может смениться владелец, по-прежнему тратить на их поддержку сотни миллионов долларов, сказать трудно. Отошедший несколько лет назад от активных дел Джованни Аньелли объявил своим официальным преемником внука, Джона Филиппа Элкана. Молодой человек из семьи Аньелли остается во главе империи. Сможет ли он продолжать шефство над спортивными увлечениями своего знаменитого деда? Ответа на этот вопрос пока нет.
Илья ЗАХАРОВ