|
|
N°16, 30 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Межкорейское фиаско
Ким Чен Ир не принял гонца из Сеула
Лим Дон Вон, специальный советник президента Южной Кореи по иностранным делам и национальной безопасности, вчера вернулся из Пхеньяна ни с чем. Он так и не получил аудиенции у лидера КНДР Ким Чен Ира. Лим должен был передать «великому полководцу» личное послание президента Ким Дэ Чжуна. Южнокорейский лидер надеялся, что его представителю удастся обсудить ядерную программу КНДР на самом высоком уровне. Однако из руководителей высшего звена Лима принял лишь председатель парламента КНДР Ким Ен Нам.
Разговор Юга и Севера по ядерным и энергетическим проблемам состоялся, но собеседниками со стороны КНДР были в основном чиновники «второго эшелона». Они убеждали Лима в том, что ядерные разработки Пхеньяна носят исключительно мирный характер. По возвращении Лим Дон Вона в южнокорейском министерстве по делам объединения сообщили, что он провел «конструктивную беседу» с секретарем Трудовой партии Кореи Ким Ен Соном, который считается близким помощником Ким Чен Ира. Через него-то Лим и передал послание лидеру КНДР, который обещал внимательно изучить предложения Юга по мирному разрешению ядерного кризиса.
Сеульскому эмиссару при этом объяснили, что Ким Чен Ир не примет его потому, что «осуществляет руководство на местах», то есть совершает поездку по стране. Сеульские СМИ предполагают, что лидер КНДР хотел сначала изучить вчерашнее обращение к нации президента США Джорджа Буша. Тот заявил, что «США и мир не поддадутся шантажу» и не дадут поблажек Пхеньяну «лишь потому, что у того есть ядерное оружие». В обращении говорится, что Штаты «работают над поиском мирного решения» ядерной проблемы КНДР вместе с Россией, Южной Кореей, Японией и Китаем. По словам президента, эти государства убеждают Пхеньян в том, что «ядерное оружие несет лишь изоляцию, экономический застой и продолжение лишений». Глава Белого дома не преминул обругать северокорейский режим «репрессивным» и «управляющим народом с помощью террора и голода».
Пхеньян по-прежнему настаивает на урегулировании кризиса путем «прямых и равных» переговоров с Вашингтоном. Еще до отбытия Лима МИД КНДР обвинил во лжи госсекретаря США Колина Пауэлла. В Давосе американец подтвердил, что Штаты не намерены нападать на КНДР и готовы обменять дезактивацию северокорейских ядерных реакторов на энергетическую и продовольственную помощь Запада. МИД КНДР расценил высказывания Пауэлла как попытку свалить вину с больной головы на здоровую: «Администрация Буша с легкостью нарушает многосторонние и двусторонние соглашения, заключенные предыдущей администрацией. Именно поэтому мы требуем подписания между двумя странами договора о ненападении». Пхеньянский официоз «Нодон синмун» назвал американские обещания помощи «приманкой», которая должна вынудить КНДР разоружиться. При этом были перечислены три условия для прямых переговоров с США -- Вашингтон должен признать суверенитет КНДР, дать обязательства по ненападению и не препятствовать экономическому развитию страны.
В Сеуле Лим Дон Вон фактически солидаризировался с соотечественниками-северянами. «Решение ядерного вопроса может быть достигнуто только тогда, когда страна, подозреваемая в разработке ядерного оружия, будет чувствовать себя в полной безопасности, -- сказал он. -- Это позволит ей строить доверительные отношения с другими государствами». С тяжелым вздохом южанин предрек, что возвращение Пхеньяна в Договор о нераспространении ядерного оружия, как и весь процесс урегулирования ядерного кризиса на Корейском полуострове, будет «постепенным и очень долгим».
Единственным практическим результатом визита стало согласие сторон состыковать к концу февраля железные дороги двух корейских государств в районе демилитаризованной зоны.
Александр САМОХОТКИН