|
|
N°16, 30 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва за Ruhrgas продолжается
Битва за Ruhrgas продолжается
Вчера ровно в десять утра в Дюссельдорфе начался судебный процесс по делу о слиянии двух немецких энергогигантов -- концернов E.on и Ruhrgas. Тем самым несколько поубавилось оптимизма у тех, кто рассчитывал на достижение конфликтующими сторонами полюбовного, внесудебного решения. Шеф правления E.on Ульрих Хартманн активно добивался этого все последние дни, и трудно сказать, чего не хватило его оппонентам -- аргументов или «золотого дождя», которым он обещал оросить внесудебную сделку. Одни знатоки говорят в данном случае о «трехзначной миллионной сумме», другие называют ее более конкретно -- 300 миллионов. Однако девять фирм-истцов, воспользовавшихся формальными ошибками федерального министерства экономики в оформлении особого разрешения на слияние E.on и Ruhrgas, видимо, намерены выжать свой «интерес» из этой 10-миллиардной сделки до последней капли. Благо времени для этого предостаточно -- по правилам стороны могут договариваться вне суда вплоть до момента вступления его решения в законную силу. А это может длиться еще месяцами, в течение которых истцы и иже с ними (всего в процессе в том или ином виде участвует около 40 предприятий), вероятно, смогут пытаться выторговать для себя у Хартманна новые и новые уступки.
Кроме того, уже во время открытия слушания дела стало ясно, что жалобщики при поддержке суда стараются вывести процесс за пределы Германии на уровень Комиссии ЕС. Формально логика их рассуждений складывается так: если оба предприятия осуществляют менее двух третей своей деловой активности в Германии, то и решение об их слиянии должно приниматься на уровне ЕС. А коли так, то ни о каких «высших национальных интересах», заявленных в специальном разрешении федерального министра экономики (и, к слову сказать, официально подтвержденных канцлером Германии Шредером), речь не идет. Правда, данную идею напрочь отвергает сама Еврокомиссия, упорствующая в том, что cлияние E.on и Ruhrgas -- внутреннее дело немцев. Официально об этом было заявлено на днях, когда еврочиновники окончательно утвердились в выводе, что решающим все-таки является то, где Е.on осуществляет большую часть своего оборота -- в Германии или Европе.
Противники проекта слияния E.on и Ruhrgas также достаточно ясно отдают себе отчет в том, что время работает против их оппонентов. Так, завтра истекает установленный срок для обмена дочерней фирмы E.on -- Degussa -- на 18% акций Ruhrgas, которые принадлежат RAG. Если до этого времени с истцами договориться не удастся, то и этот «бартерный гешефт» пока зависнет в неопределенности. В то же время представитель E.on в суде отметил, что концерн готов к немедленному слиянию с Ruhrgas, если Дюссельдорфский суд к четвергу отменит вынесенный им временный запрет на осуществление этого намерения.
Юрий ШПАКОВ, Берлин