Время новостей
     N°16, 30 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2003
Большая «Просека»
ГТК намерен избавить порты от контрабандистов
Сегодня оперативное управление ГТК и главное управление по борьбе с контрабандой начинают масштабную операцию под прозаическим названием «Просека», цель которой -- выявить и пресечь контрабандные поставки товаров во всех крупных портах России. Об этом сообщил вчера газете «Время новостей» начальник оперативного управления ГТК Михаил Берновский. Сотрудники центрального аппарата ГТК будут выезжать на места, и не одни, а вместе с коллегами из МВД, ФСБ, ФПС и ФСНП. Операция продлится с 30 января до конца года. И ее итогом можно будет считать резкое сокращение использования таких способов контрабанды, как фальшивая или подложная документация, а также недостоверное декларирование.

По словам г-на Берновского, таможня не собирается «стопорить порты, а намерена лишь усилить контроль». Особое внимание к этому виду транспортных перевалочных пунктов объясняется несколькими причинами. «В девяти из десяти случаев контрабанда идет именно через порты, здесь происходит ее концентрация», -- уверяет г-н Берновский. К тому же анализ итогов другой антиконтрабандистской операции -- «Аврора», завершенной недавно российскими таможенниками в союзе с финнами и немцами, показывает, что преступные группировки, которые до сей поры пользовались преимущественно балтийским морским путем, после нейтрализации этого канала переориентировались на дальневосточные порты. Необходимость же задействовать в операции «Просека» мощные правоохранительные ресурсы, опыт и информационные возможности Центрального аппарата ГТК вызвана, как сказал г-н Берновский, намерением «усилить контроль там, где он ослаблен». Во всяком случае предыдущая операция «Аврора» выявила серьезные недостатки в работе Балтийской таможни. По сведениям главного управления по борьбе с контрабандой, именно через «балтийский канал» организованные преступные группировки провозили преимущественно контейнеры с товарами из стран Юго-Восточной Азии по подложным документам, чаще всего изготовленным в Финляндии и Германии. Г-н Берновский отметил, что «фактически без досмотра» груз оформлялся Балтийской таможней. Вместо ввозимых реально обуви, одежды или электробытовой техники декларировались менее облагаемые товары. По некоторым оценкам, потери при таможенном оформлении одного такого контейнера могли составлять от 5 до 10 тысяч долларов. Поскольку контроль в Балтийской таможне оказался не на уровне, был уволен ее начальник Сергей Ящишин, назначенный на это место чуть более года назад. Возбуждено уголовное дело. И теперь профильные управления ГТК вместе с прокуратурой будут выяснять обоснованность и законность действий сотрудников Балтийской таможни, а также иных лиц, причастных к контрабандистской деятельности.

Вера КУЗНЕЦОВА