Вчера лидеры двух демократических партий -- СПС и «Яблоко» -- должны были поговорить о возможном сотрудничестве. Но лидер «Яблока» Григорий Явлинский, отказавшись от встречи,
окончательно отверг идею предвыборного блока. Сопредседатель СПС Ирина ХАКАМАДА в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ поделилась своим сожалением по этому поводу, а также планами партии на будущее.
-- Теперь, когда тема объединения закрыта, имеет ли смысл договариваться с «Яблоком» о ненападении?-- Если на выборах СПС будет критиковать лидеров «Яблока», а «Яблоко» -- лидеров СПС, тогда проиграют обе партии. Вспомните, что происходило, когда Геннадий Селезнев организовал свою партию и заявил о том, что он выходит из КПРФ. Что делали коммунисты? Они не занимались критикой Селезнева. Они говорили о том, что они остаются единым патриотическим блоком, Селезнев даже остался в этом блоке в качестве новой политической силы, и, таким образом, вся провокация с его выходом не сработала. А мы поддаемся на провокации. Не знаю, кому эти провокации нужны.
-- Сейчас у коммунистов снова проблемы с НПСР, появились противоречия между исполкомом и координационным советом...-- Ну так кто-нибудь об этом знает, кроме вас -- журналистов, которые выискивают эти расколы? Я, например, ничего не знаю. А уж народ тем более. А у нас получилось наоборот: народ если что-то и знает о «Яблоке» и СПС, так это то, что они не могут договориться.
-- Не собирается ли Сергей Кириенко, бывший на прошлых выборах первым в списке СПС, вернуться к активной партийной работе?-- Я не думаю, он эффективный полномочный представитель президента в Приволжском округе, ему там все нравится. Другое дело, что в перспективе сам институт полпредов убирается согласно реформе Дмитрия Козака. И если Кириенко не предложат ничего, достойного его внимания, он может опять вернуться к партийной деятельности.
-- Третье место в партийном списке СПС пока вакантно?-- Да. Мы думаем, мучаемся, но пока не знаем, кто это будет. А может, это и не имеет значения. Мы же предложили объединительную систему с «Яблоком», и там как раз третье место было моим.
-- Вы действительно надеялись, что Явлинский согласится быть вторым?-- Я всегда считала, что уровень зрелости всех политиков, а особенно правых, определяется тем, в каком соотношении они видят личную карьеру и стратегический проект для России. Я считала, что объединение необходимо для стратегических интересов России.
-- Вы говорили, что по исследованию, проведенному СПС, блок с «Яблоком» набрал бы 16%. Зампредседателя «Яблока» Сергей Иваненко называет ту же цифру, но при условии объединения на платформе «Яблока». Механическое соединение, по его словам, не дало бы больше 5%.-- Понимаете, все эти названия и декларации связаны с тем, что тема объединения общество волнует. Другое дело, что партии еще не готовы. Мне не нравится, когда говорят, что по исследованиям ВЦИОМ у СПС 4%, у «Яблока» -- 6%, вот мы руку и протянули. Это нечестно. Мы, как только вошли в Думу, создали с «Яблоком» единый политический совет. И всегда говорили о необходимости объединения.
-- Будет ли продолжена тема единого кандидата?-- Будет. Я считаю, что кандидат от правых сил должен быть как знак. И тогда этот знак воспримет общество. Если этого не произойдет, у нас опять будет два кандидата -- от власти и от КПРФ. Россия постоянно выбирает между настоящим и прошлым. Но есть где-то 15%, которые, понимая, что победит Владимир Владимирович Путин, хотят сделать заявочку, что они ждут.
-- А как насчет предвыборного блока демократических сил без «Яблока»?-- Есть много демократических организаций, с которыми мы могли бы объединиться. Но общество хотело видеть нас вместе именно с «Яблоком». Тогда выстроилась бы более стройная структура: есть партия, обслуживающая власть, есть левая оппозиция и есть правые, независимые, периодически оппозиционные.