|
|
N°16, 30 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Власть по наследству
Путин дал Кучме порулить СНГ
Торжеством российско-украинского сближения закончился вчера в Киеве неформальный саммит СНГ. Впервые за 11 лет существования Содружества формальное лидерство в его рядах Россия добровольно уступает одному из партнеров, причем именно тому, кому хочет. Еще в прошлом году Владимир Путин предложил вспомнить о заложенном в уставе СНГ принципе ротации его руководства и избрать председателем совета глав государств президента Украины Леонида Кучму. Так и случилось, и именно тогда, когда это нужно и России, и г-ну Кучме.
Ирония ситуации состоит в том, что как раз Украина и не подписала до сих пор устав Содружества, что и позволило критикам путинской инициативы сомневаться в легитимности предоставлямого Киеву права «порулить» в СНГ. Среди этих критиков еще несколько месяцев назад был и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Высокая честь, предоставленная Украине и лично г-ну Кучме, была аргументирована Путиным: «Украина выдвинула в прошлом году ряд ценных инициатив по укреплению сотрудничества в рамках Содружества». Впрочем, суть этих инициатив пока остается неизвестной широкой публике. Г-н Кучма тем не менее подтвердил их наличие и с присущей ему скромностью пообещал «ответственно» отнестись к возложенным на него обязанностям.
На самом деле мало кто сомневается, что председательство Украины в СНГ -- всего лишь один из, но весьма мощный пиаровский ход, сделанный Москвой в стремлении помочь г-ну Кучме обеспечить победу «своего» кандидата на предстоящих через год президентских выборах на Украине. А это в сложившейся сегодня ситуации будет отвечать и российским интересам. Не исключено, что и дальнейшая политическая судьба г-на Кучмы, не идущего на эти выборы, также может быть обеспечена предоставлением ему «подходящей» должности в структурах СНГ. А это в свою очередь может обеспечить ему неприкосновенность у себя на родине, где украинскому президенту грозят его политические противники.
Решение о смене руководства в СНГ оказалось единственным формальным итогом киевского саммита. Под ним поставили подписи главы всех 12 делегаций, включая «вторых» и «третьих» лиц, представлявших в Киеве Узбекистан, Казахстан, Киргизию и Туркмению. Причины отсутствия лидеров этих стран разные, скажем, киргизский президент Аскар Акаев готовится к очередному референдуму, намеченному на 2 февраля. А президент Узбекистана Ислам Каримов, которому сегодня исполняется 65 лет, только к своему дню рожденья закончит визит в Испанию. Отсутствия Туркменбаши никто в Киеве особенно и не заметил, дело привычное, напротив, удивились бы, если бы он в Киеве появился...
Что же касается президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, то в кулуарах саммита стало известно о его рукописном письме, направленном Владимиру Путину, в котором он ссылается на загруженность в эти дни важными встречами на экономическом форуме в Давосе. Назарбаев уверяет в своем письме, что, мол, мысленно он с коллегами. Однако, как стало известно газете «Время новостей» из осведомленных казахстанских источников, г-н Назарбаев слегка лукавил. 28 января, в день начала киевского саммита, он уже покинул Давос и прибыл на отдых в Италию, в Тирольские Альпы, в местечко Сан-Кассияно, где занял апартаменты в отеле «Роза Альпина»...
Справедливости ради стоит заметить, что отсутствие на киевском саммите г-на Назарбаева, уже давно не скрывающего своего скептицизма по поводу эффективности функционирования СНГ, никак не сказалось на главном экономическом решении, принятом здесь. Речь идет об уже набившей многолетнюю оскомину проблеме создания зоны свободной торговли(ЗСТ) в СНГ. В Москве уже устали слышать упреки в свой адрес из-за ее противодействия этой идее. В Киеве Владимир Путин был откровенен, снова повторив свою позицию: идея очень важная, и Россия ее поддерживает, но не может себе пока позволить в полной мере пойти на выполнение главного условия ЗСТ -- взимания НДС в стране -- потребителе товаров, отказавшись от «нецивилизованного» взимания этого налога в стране-производителе.
Цена этого вопроса для России, главного экспортера энергоресурсов в страны СНГ, только в торговле с Украиной, по словам Путина, составит 650 млн долл. Тем не менее, сказал он, Россия готова к мягкому вхождению в ЗСТ, постепенно отказываясь от взимания НДС на своей территории, и к сентябрьскому саммиту СНГ в Ялте соответствующие предложения будут подготовлены.
Но, пожалуй, самыми яркими эмоциями сопровождались претензии к России, изложенные на закрытом заседании саммита президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым. Корреспонденту газеты «Время новостей» удалось ознакомиться с его речью, где г-н Рахмонов отметает упреки в адрес Таджикистана и других республик Центральной Азии в том, что они потворствуют незаконной миграции своих граждан в Россию. «Никто не хочет вспоминать, что это наследие советских времен, когда наших женщин вынуждали рожать как можно больше детей, чтобы обеспечить призыв в Советскую армию, я сам служил три года в морфлоте, только из Таджикистана ежегодно призывалось 120 тысяч человек, а сейчас, с этой демографией и разрушенной экономикой, мы остались на обочине...», -- с горечью восклицал г-н Рахмонов. Отвергал он и упреки в свой адрес, будто Таджикистан «отходит» под крыло западных стран. «Один раз я съездил в Париж, в Америку, но и там я Бушу говорил, что Россия есть и будет нашим ближайшим союзником, мы никуда от нее не уйдем... Пусть кто-нибудь хоть здесь -- не мне, Рахмонову, а таджикскому народу -- скажет спасибо за то, что мы с Россией 10 лет противостояли этому мощнейшему злодею, Талибану».
Таджикский президент чуть ли не умолял коллег создать условия для свободной торговли в «большом» СНГ, потому что никакие ЦАС (центральноазиатское сообщество) и ГУУАМы Таджикистану не помогут. Придется теперь г-ну Рахмонову подождать до Ялты.
Аркадий ДУБНОВ, Киев