|
|
N°15, 29 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Анестезия для балканских ампутаций
Союзная Республика Югославия доживает последние дни
Вчера черногорский парламент вслед за депутатами сербского законодательного органа одобрил текст конституционной хартии нового гособразования вместо Союзной Республики Югославии: СиЧ -- Сербия и Черногория. Теперь дело за союзной скупщиной, вердикт которой ожидается в начале февраля.
За СиЧ сохранено единое кресло в международных структурах, а за Белградом -- статус столицы. Это стало уступкой все еще влиятельным центростремительным силам. У СиЧ будет единый совмин, президент, исполняющий и обязанности премьера, парламент, собранный из делегатов союзной и республиканских скупщин. Совмин объединит министерства иностранных дел, обороны, внутренней и внешней экономики, по правам человека и нацменьшинств. Конфедерация получит новый гимн, герб, флаг, суд со штаб-квартирой в Подгорице и армию. Но служить черногорцы будут только в своей республике.
В экономике пока нет единства. Черногорская валюта -- евро, и здесь низкие таможенные барьеры. Сербы расплачиваются динарами, и у них более высокие пошлины, разнятся и налоговые системы. Но в стремлении влиться в Евросоюз Подгорица и Белград едины.
СиЧ -- детище Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы. Европейцы, чрезвычайно озабоченные «распадом балканской государственности» со всплеском национализма и неуемными амбициями местных царьков, в прошлом марте нашли компромисс для сохранения стабильности на территории СРЮ: Сербия и Черногория сливаются в конфедерацию на три года, лишь потом возможен референдум о независимости.
Солановская идея -- не кардинальное искоренение сепаратизма, а лишь анестезия для неизбежных балканских ампутаций. Обойдутся ли они малой кровью, покажет история. С референдумом в СиЧ обострится косовская проблема. Резолюция СБ ООН №1244 не предусматривает отделения Косово от Сербии, но косовары считают создание нового гособразования прецедентом для провозглашения своей независимости.
Балканы не раз становились ареной кровопролитных войн и территориальных споров. Отсюда началась первая мировая война, перекроившая карту Европы. В результате второй мировой войны на месте югославской монархии возникла федерация шести республик -- Сербии, Черногории, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины (СФРЮ). Маршал Тито железной рукой правил этой семьей народов, но после его смерти началась вакханалия сепаратизма и кровавые войны. Эхо становления новой государственности до сих пор слышно в Гаагском трибунале, где на скамье подсудимых за преступления против человечности оказались экс-президенты: СРЮ -- Слободан Милошевич, Сербии -- Милан Милутинович, Республики Сербской -- Биляна Плавшич.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ