|
|
N°15, 29 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выборы с «русским акцентом»
Голоса миллионной общины в Израиле решают многое
Агитация в день выборов в Израиле не запрещена, есть лишь ряд ограничений. К примеру, трансляция телероликов завершается за день до голосования, регламентируется и предельное расстояние, на которое агитатор может приблизиться к участку. Сторонники различных партий использовали последний шанс: расставив на тротуарах столики и развесив плакаты, они пытались воздействовать на тех, кто еще не сделал окончательного выбора или колеблется. Таких, по данным 2-го израильского телеканала, еще в понедельник было около 10%. Бросались в глаза плакаты на русском.
«Хватит слов!» -- с этим призывом обращается к избирателям Авигдор Либерман, лидер блока «Ихуд леуми», выходец из Кишинева, один из популярнейших правых политиков страны. Рядом расположены «кибитки» «Исраэль ба-алия» -- партии Натана Щаранского. Здесь тоже агитируют на русском: зоркий взгляд сидящего за столиком партийного активиста выхватывает «родные лица» из толпы прохожих, и тотчас же молодые агитаторы начинают убеждать вчерашнего соотечественника в том, что он должен отдать свой голос именно Щаранскому.
Пропагандистов от «Шинуя» и МЕРЕЦ (в списках этих партий баллотируются в кнессет такие известные на «русской улице» политики, как Виктор Браиловский и Роман Бронфман) почему-то не видно -- наверное, они ловят удачу возле других участков. А религиозные евреи в черных шляпах -- представители партии ШАС -- русскоязычного избирателя высокомерно пропускают: едва ли он отдаст свой голос их партии, да и языковой барьер порой непреодолим.
На нынешних выборах конкурируют 27 партийных списков. За кого голосуют «русские»? Пытаюсь разговорить избирателей. Картина примерно одинакова на всех участках: молодежь отдает предпочтение антиклерикальному «Шиную» или правящему правому «Ликуду». Лишь один молодой человек, согласившийся ответить на мой вопрос, собирался голосовать за партию «Але ярок», выступающую за легализацию легких наркотиков. Симпатии людей средних лет делятся примерно в равной пропорции между «Ликудом», «Аводой» и партиями Либермана и Щаранского, пожилые люди склоняются к поддержке все тех же «Ихуд леуми» или «Исраэль ба-алия» -- все-таки свои. Сторонников новоиспеченной либерально-демократической партии «Лидер», поддержанной специально приезжавшим с этой целью в Израиль Владимиром Жириновским, не видно. За арабские партии тоже никто не собирается голосовать. Несколько человек наотрез отказываются отвечать. Святое право -- выборы тайные.
Конечно, такой опрос ни в коей мере нельзя считать репрезентативным. И все же, полагаю, его итоги в общих чертах соответствуют настроениям репатриантов из экс-СССР. Голоса представителей миллионной общины в стране с 4,7 млн избирателей решают многое. И язвительная реплика одного из коренных израильтян «Вы пришли узнать, кого нам выберут «русские» на этот раз?» вовсе не кажется чрезмерным преувеличением.
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив