|
|
N°15, 29 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перед экзаменом
Окончательно определена программа Берлинского фестиваля
53-й Берлинский фестиваль пройдет с 6 по 16 февраля (следите за репортажами вашего корреспондента). Уже второй год Берлинале организует новая команда во главе с Дитером Коссликом (предыдущий многолетний руководитель фестиваля Мориц де Хадельн перебрался в Венецию и провел там в прошлом сентябре чрезвычайно успешный фестиваль). И если недостатки прошлого года можно было списать на естественную организационную неразбериху (хотя такие выдающиеся faux pas, как торжественная премьера в фестивальном дворце «Молитвы о гетмане Мазепе», запомнятся надолго), то теперь журналисты и зрители спросят с организаторов по всей строгости. В прошлом году был зачет, в этом -- экзамен. Судя по объявленной программе, пока что новая метла метет по-старому. Концепция Берлинале не меняется уже много лет. В двух словах, фестиваль позиционирует себя как демократичный, мультикультурный и лояльный к коммерческому и жанровому кино. Отсюда -- обилие голливудских картин, фильмы экзотических кинематографий, экспериментальные работы и дебюты в параллельных программах. Открытие и закрытие, как обычно, отдано на откуп Голливуду. 6 февраля покажут звездный мюзикл «Чикаго» Роба Маршалла, а на закрытие приберегут долгожданные «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. В конкурсе избыток американских работ: «Адаптация» Спайка Джоунза, «Солярис» Стивена Содерберга, «Исповедь опасного ума» Джорджа Клуни, «25-й час» Спайка Ли. Бороться за призы также будут британско-американские «Часы» Стивена Долдри и «Жизнь Дэвида Гейла» Алана Паркера. Список впечатляющий, но с изъяном. Дело в том, что почти все эти фильмы уже вышли в американский прокат, а к моменту берлинских премьер их можно будет увидеть и в Европе. Это картины уже раскрученные, получившие свою порцию критических и зрительских восторгов, удостоенные «Золотых глобусов» и других премий. Таким образом, делая ставку на шумные премьеры заокеанских хитов с участием звезд, Берлинале добровольно отказывается от роли фестиваля-первооткрывателя. Это отчасти призваны компенсировать фильмы «экзотических» кинематографий. В конкурсе 53-го Берлинале три китайские работы (в том числе последний фильм классика Чжана Имоу «Герой»), «Сумеречный самурай» японца Йоджи Ямады, сенегальский фильм «Мадам Бруэтт», словенская драма на актуальную тему о нелегальных иммигрантах «Запчасти». Что же касается крупнейших европейских кинематографий, то они в основном представлены проверенными именами: Клод Шаброль и Патрис Шеро (Франция), Майкл Уинтерботтом (Великобритания), Габриэле Сальваторес (Италия). По-видимому, российское участие в этом году проходит скорее по разряду экзотики. В параллельных программах покажут «Шик» Бахтиера Худойназарова, «Гололед» Михаила Брашинского и парочку серий из незаслуженно нашумевшей «Бригады». Будем откровенны, составить представление по этим фильмам о новом русском кино, которое в последний год потихоньку выходит из комы, совершенно невозможно. Хозяева представлены в конкурсной программе тремя картинами. Немецкое кино, как и русское, с некоторых пор подает признаки жизни. Так, в прошлом году Берлинале подарил нам камерный шедевр Андреаса Дрезена «Гриль-бар «На лестнице». В этом году надежды возлагают на «Далекие огни» (Lichter) Ханса-Кристиана Шмидта. Интересно, что место действия «Огней» такое же, как и в «Гриль-баре». Фильм Шмидта расскажет о судьбах нескольких персонажей, живущих на границе Польши и Германии. Именно здесь, на ничейной земле между востоком и западом, происходят сейчас в Европе не самые громкие, но самые интересные и интригующие события.
Алексей МЕДВЕДЕВ