|
|
N°15, 29 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский дух в мировых контекстах
Объявлена программа Второго Пасхального фестиваля в Москве
Второй Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, изначально патронируемый московской мэрией, а теперь еще и получивший федеральную поддержку от Минкульта, пройдет в Москве с 27 апреля по 10 мая. По одним только календарным причинам вкупе с титульными именами он неизбежно получит статус кульминации всего московского сезона. Кроме того, объявленная на вчерашней пресс-конференции программа (она сверстана уже не в спринтерском режиме, как в прошлом году), обещает сделать кульминационный статус громкого проекта в целом неформальным.
Второе издание фестиваля, по словам его директора Эдуарда Боякова, ни на шаг не отойдет от главной стратегической темы, заявленной в прошлый раз. Концепция московской музыкальной Пасхи строится вокруг русской музыки -- симфонической, камерной хоровой, оперной, старой, новой и т.д. Причем Гергиев, по выражению его представителя Боякова, «пытается найти для нее параллели, столкновения, контексты и в западной культуре». Иными словами, организаторы планируют избежать посконных интонаций, замшелых интерпретаций и прочего культурно-патриотического обскурантизма. Они даже не склонны слишком акцентировать религиозную подоплеку собственной «пасхальности», интерпретируя ее все больше в светском, «весеннем» духе.
Не только концепция, но и сюжетный каркас фестиваля повторит уже опробованный прошлогодний вариант и выстроится из трех блоков: симфонической программы (здесь главным героем станет по традиции оркестр и хор Мариинского театра во главе с маэстро), хоровой программы (ее теперь курирует руководитель Камерного хора Московской консерватории Борис Тевлин, а среди участников есть такие звезды мировой сцены, как болгарский хор Angelite и греческий хор Angelopulos) и «Звонильной недели». Все будет стоить около 2 млн долларов, причем 30--40% из них возьмут на себя спонсоры, остальное фестиваль получит из московских и федеральных субсидий.
В расписании фестиваля есть российские и мировые премьеры: мировым дебютом станет опера «Новая жизнь» Владимира Мартынова в концертном исполнении. Она сочинена по заказу Мариинки, а пролог к ней на прошлогоднем фестивале оставил публику в задумчивости. Впервые в России прозвучат альтовый концерт русского, живущего в Германии поставангардиста Александра Раскатова, сочиненный к юбилею Юрия Башмета, а также опус Гии Канчели для Валерия Гергиева с многозначительным названием «Уарзон». Никак не меньший интерес может вызвать Концерт для голоса редко звучащего советского автора Рейнгольда Глиэра в исполнении Анны Нетребко и музыка первоклассного британского православного композитора Джона Тавенера в исполнении изощренных мастеров английской школы хора The Sixteen.
Если добавить к названным английским музыкантам кельнский камерный хор Collegium Cartusianum, то станет заметно присутствие на фестивале актуальных европейских «аутентистских» традиций. А перечисление имен инструменталистов и вокалистов (скрипачка Виктория Муллова с Катей Лабек, молодая звезда оперных сцен Дебора Йорк, скрипачи Вадим Репин и Николай Цнайдер, пианист Кун Ву Пек, кроме того Башмет, Нетребко, Михаил Плетнев и Миша Майский) хотя и не поражает сокрушительным количеством, но выглядит по-европейски.
Предмет особой гордости организаторов -- два «специальных события» в рамках фестиваля. Это будет парковый концерт на Поклонной горе 9 мая (к этой дате там обещают специально построить амфитеатр) и опера «Борис Годунов» в отличной первой авторской редакции на Соборной площади в Кремле. Причем не в концертной версии, а в виде спектакля (к работе привлечены режиссер Андрей Могучий и художник Александр Шишкин). Представление будет приурочено к юбилею самого Валерия Гергиева (2 мая ему исполняется 50 лет). Впрочем, можно предположить, что в юбилейные тона будет окрашен весь фестиваль.
Через месяц, 25 февраля, в Московском Доме музыки предполагается концертная презентация фестиваля -- обещано, что Гергиев с оркестром Мариинки в присутствии Лужкова, Швыдкого и генерального спонсора исполнит Малера и Берлиоза. Так что к весне «новичок в двадцатке лучших фестивалей мира» (так оптимистично оценивают свой проект сами организаторы) набухнет что липовые почки.
Юлия БЕДЕРОВА