И двух недель не прошло после того, как в Гамбурге без малого тысяча вооруженных сыщиков
ворвалась в служебные помещения табачного концерна Reemtsma, а также частные жилища его топ-менеджеров. Но уже сегодня ясно, что в обозримом времени в Германии будет раскручено уголовное дело особого размаха. Не исключено, что немецким силовым ведомствам даже придется приступить к созданию международной «антиникотиновой коалиции» -- по примеру борьбы с международным терроризмом.
Одним из главных действующих лиц на нынешнем этапе следствия фигурирует 39-летний Андреас Нимпчке, бывший гражданин СССР и этнический немец, перебравшийся на родину своих предков. В Германии он с широким размахом занялся экспортом и оптовой торговлей сигаретами, а в последние годы стал крупнейшим сбытовым партнером производителя марки West, табачного концерна Reemtsma. И «вырос», по данным прокуратуры, до наиболее влиятельного европейского контрабандиста.
Нимпчке был арестован еще полтора года назад. Следователи тогда особо подчеркивали, что их действия не направлены против Reemtsma. Это даже побудило руководство концерна официально выступить с гневным осуждением международной контрабанды его продукции. Как теперь оказывается, в этом была проявлена излишняя торопливость -- ведь сегодня основные обвинения сосредотачиваются против самого главы правления Reemtsma Манфреда Хойссера. Ему и его ближайшим подчиненным приписывают целый букет преступлений -- от уклонения от уплаты налогов до продажи своей продукции в Ирак, что запрещено международными санкциями.
В самом общем виде махинации Хойссера, Нимпчке и многих сотен курьеров, простых и не слишком, укладываются в схему круговорота не облагаемых налогом сигарет: из Германии в страны Восточной Европы и назад, в Германию. Бывший советский немец Нимпчке, находящийся сейчас в относительно безопасном следственном изоляторе, надо полагать, в мельчайших подробностях просветил работающих с ним следователей о том, как вершится этот опасный не только для здоровья, но и для жизни подпольный бизнес. Ведь в последние годы от пуль киллеров в Германии пали один за другим четверо его деловых партнеров. И произошли эти кровавые эпизоды именно в тот период, когда Андреас Нимпчке затеял расширить границы своего бизнеса, включив в них российскую Калининградскую область. Кому-то, видимо, эта идея показалась слишком наглой.
В 90-е годы Нимпчке, сколотивший свои первые капиталы на продаже сигарет на ненасытный постперестроечный российский рынок, превратился в негласного полпреда Reemtsma. И именно за это десятилетие оборот Reemtsma вырос с 1,7 до 4,8 миллиардов марок. Один только Нимпчке, как он сам теперь не без гордости признается, оборачивал ежегодно на контрабанде West & Co. до 100 млн марок.
В 1994 году Нимпчке познакомился с литовцем Арвидасом Стасайтисом. Тот торговал всем подряд -- компьютерами, металлами, сигаретами... По его совету Нимпчке обзавелся лицензией на экспорт продукции Reemtsma, и бизнес с табачным «круговоротом» пошел как по маслу. На сегодняшний день Нимпчке «раскололся» на 17 миллиардов сигарет, которые он прокрутил подобным образом. По мере роста гешефта отношение к торговцу-контрабандисту со стороны менеджеров Reemtsma становилось все более сердечным. Один из шефов концерна, курирующий экспорт в Восточную Европу, даже подвизался в свидетели во время бракосочетания Нимпчке, а спустя положенное время -- и в крестные отцы его ребенка.
Дело шло наилучшим образом до того самого момента, пока суета вокруг Нимпчке на Reemtsma не показалась обидной человеку, по мнению немецких сыщиков, являющемуся одним из наиболее могущественных крестных отцов восточноевропейской мафии. Имя ему -- Семен Могилевич. Источники немецких СМИ в следственных органах уверены, что заказными убийствами партнеров Нимпчке Могилевич предупредил самозваного друга «семьи» Reemtsma. В последних выводах кельнского таможенно-криминального управления значатся такие слова: «Часть прибылей от нелегальной торговли сигаретами направляется, как представляется, известному нам Семену Могилевичу». И далее: «Могилевич, по полученным доверительным данным, поддерживает контакты с сотрудниками управления сбыта фирмы Reemtsma».
Столь шумное (с заказными убийствами, что в тихой Германии до этого было скорее свойственно почерку вьетнамской сигаретной мафии) вторжение Могилевича на немецкий подпольный табачный рынок было расценено местными сыщиками как предел наглости. По данным сыщиков, 16 мая 1999 года в Москве состоялась деловая встреча двух крестных отцов -- Могилевича и Нимпчке. Вернувшись в Германию, он окончательно завязал с табачным гешефтом и лег на дно.
Впрочем, дело не в том, что Нимпчке «испугался» Могилевича. Телеканал ARD сообщил вчера публике очередную сенсацию по табачному делу: Нимпчке долгие годы был не только сигаретным дилером, но и осведомителем Гамбургского земельного криминального управления. Полиция, не препятствуя его бизнесу, пополняла свои знания о жизни сигаретной мафии. Однако в 1999 году бизнес Нимпчке заинтересовал таможенные органы, и, как свидетельствует из показанной ARD переписки двух ведомств, таможенники выразили полиции, мягко говоря, недоумение по поводу покрывательства контрабандиста. Полиция сочла возможным пожертвовать своим агентом -- а может быть, решила, что в тюрьме он будет целее.