|
|
N°15, 29 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Теорема Рязанова
У «Газпрома» 40 центов оказываются меньше 34
Арифметические способности новой команды «Газпрома» впечатляют все больше и больше. Вчера зампред правления концерна Александр Рязанов рассказал, сколько будет стоить газ в России, если транспортную инфраструктуру «Газпрома» выделить в отдельную компанию. Вспомнив высказывание главы ЮКОСа Михаила Ходорковского о том, что, если газопроводы будут самостоятельной структурой, нефтяники завалят страну дешевым газом, топ-менеджер монополии назвал это несбыточной мечтой. По его словам, единственное, что можно сказать абсолютно точно -- цена на газ сразу взлетит до 45--50 долларов.
Логика рассуждений замглавы «Газпрома» заключается в следующем. Сейчас тариф на транзит газа по территории России составляет 13,8 рублей (порядка 40 центов) за транспортировку 1000 кубов газа на расстояние в 100 км. В то же время, по его словам, «экономически обоснованной» является ставка в 1 долл., то есть в 2,5 раза выше. Сейчас «Газпром» покрывает разницу за счет экспорта, но если этого субсидирования не будет, предположил г-н Рязанов, государству придется повысить тарифы на прокачку газа. Поскольку среднее по России расстояние транспортировки газа составляет 3600 км, при тарифе в 1 долл. только прокачка газа будет стоить 36 долл. за тысячу кубов. Плюс себестоимость добычи 5--6 долл., стоимость газа на скважине, затраты на реализацию и налоги -- в результате получается 45--50 долл. за тыс. кубометров.
В испорченных предвыборной кампанией мозгах политиков и чиновников от таких слов сразу просыпается нездоровый консерватизм. «Лучше уж потихоньку повышать по 20% и не трогать «Газпром», чем будоражить электорат в самый неподходящий момент», -- сразу думают они. Однако если разобраться в словах г-на Рязанова, то картина получится несколько иная.
Согласно имеющемуся в распоряжении редакции докладу начальника департамента корпоративного финансирования «Газпрома» Андрея Круглова о проекте бюджета на 2003 год, себестоимость добычи газа с учетом затрат на его подготовку в этом году составит 138,8 руб. за тыс. кубометров. Поскольку в своих расчетах финансисты концерна используют курс доллара в 33,7 руб., получается 4,1 долл., а не 5--6, как говорит г-н Рязанов. Средняя себестоимость транспортировки по территории России, по сообщению г-на Круглова, «планируется в размере 416,6 руб.» (12,3 долл. -- Ред.). В пересчете на транзит тысячи кубов на расстояние 100 км выходит 34 цента. Как при этом тариф в 40 центов не покрывает затрат, понять нелегко. По крайней мере, в «Газпроме» это объяснить так и не смогли.
Представитель ФЭК сообщил газете «Время новостей», что по расчетам, которые им представляет концерн, средняя себестоимость транспортировки газпромовского газа находится в пределах 35 центов. Но при этом он уточнил, что комиссия не регулирует транзитные тарифы для предприятий «Газпрома». Это средняя ставка от тех, что концерн устанавливает сам для своих транспортных «дочек». «Для независимых производителей существует фиксированный тариф в размере 13,8 руб. за прокачку 1000 кубов на 100 км, -- говорит он. -- Она чуть выше, поскольку должна компенсировать операционные затраты трансгазов и комиссионные».
Вчера же выступавший на конференции после Александра Рязанова президент Союза независимых производителей газа Виктор Баранов заявил, что «Газпром» устанавливает для себя более низкие тарифы на транспортировку газа. Газете «Время новостей» он пояснил, что, по его данным, речь идет о разнице в 2--3 раза.
Независимые эксперты в своих оценках близки к г-ну Баранову. Павел Кушнир из Объединенной финансовой группы говорит, что из отчета «Газпрома» по US GAAP за первую половину прошлого года следует, что транспорт тысячи кубометров газпромовского газа на 100 км по территории России стоил 23 цента. По расчетам аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова эта цифра чуть больше -- 25 центов.
Понятно, почему в Минэкономразвития не слишком верят в заявления руководства «Газпрома» о том, что в концерне уже давно считают затраты на транспортировку отдельно от остальных видов бизнеса и настойчиво твердят о необходимости выделить транспортную инфраструктуру вместе с диспетчеризацией. Прозрачность затрат монополии находится на весьма низком уровне даже для его топ-менеджеров. Сомневается в наличии качественного раздельного учета в «Газпроме» и эксперт, согласившийся говорить на условиях анонимности. «Если бы у «Газпрома» были экономически обоснованные аргументы в вопросе повышения тарифов на транспорт газа, -- полагает он, -- Миллер с Рязановым предъявили бы их правительству».
Алексей ГРИВАЧ