|
|
N°15, 29 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Замахнулись на армейскую Фемиду
«Яблочники» решили ликвидировать военную юстицию
Депутаты от фракции «Яблоко» Алексей Арбатов и Сергей Иваненко внесли в Госдуму законопроект, предлагающий ликвидировать органы военной юстиции -- суды и прокуратуру -- как «пережиток тоталитарного государства». Г-н Арбатов изложил корреспонденту газеты «Время новостей» свои доводы: «Военная юстиция не может быть объективной, над ней довлеют интересы ведомства. Об этом свидетельствует практика: дезертировавшие солдаты обращаются не в органы военной юстиции, а в комитеты солдатских матерей. Обиженные военнослужащие пишут депутатам, а не в военный суд. Суды, как над военным журналистом Пасько, выносят приговоры только при условии полной закрытости и невозможности участия в них широкой общественности. Военная юстиция как институт себя изжила. Мы уверены, что военнослужащие в своей массе нас поддержат».
Военная коллегия Верховного суда РФ выступает резко против «новинки» либеральных депутатов, мотивируя свои действия тем, что военные суды в России, созданные Петром I 300 лет назад, сегодня защищают интересы и права военнослужащих. Действительно, начиная с 1993 года люди в погонах впервые получили право обжаловать в суде неправомерные действия своих начальников. Например, по поводу отсутствия жилья или невыплат так называемых «боевых» денег. Число обращений в военные суды растет год от года: в 1993-м их было 3 тысячи, а в 2002-м уже 110 тысяч, причем девять из десяти жалоб были удовлетворены.
Военная коллегия рассматривала даже жалобы служивых на нормативные акты президента, правительства и руководителей силовых ведомств. В прошлом году из рассмотренных 152 жалоб такого рода 12 нормативных актов были признаны незаконными и отменены.
Если обратиться к международной практике, то военные суды имеются в 35 странах, в том числе в Великобритании, Испании, США. Причем во многих государствах такого рода суды входят в структуру военных ведомств и полностью им подчинены. В России же военные суды выведены из состава вооруженных сил и не подчиняются ни Министерству обороны, ни Министерству юстиции. Их материально-техническое обеспечение и финансирование лежит на судебном департаменте Верховного суда. Деятельность служителей Фемиды в погонах регламентирована федеральным законом 1999 года «О военных судах». В соответствии с ним военные суды относятся к судам общей юрисдикции и входят в единую систему под эгидой Верховного суда России, а не являются какой-то самостоятельной и обособленной ветвью судебной власти.
Свои возражения военные юристы, над которыми «яблочники» занесли меч, представят в ближайшее время в профильные комитеты Думы. Впрочем, Алексей Арбатов не надеется на положительную реакцию коллег по парламенту на предложение «яблочников», однако считает, что надо сделать хотя бы первый шаг.
Николай ПОРОСКОВ