Время новостей
     N°15, 29 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.01.2003
Разошлись дороги
Узбекистан избавляется от транзита через Туркмению
Узбекистан решил как можно скорее добиться транспортной независимости от Туркмении. Для решения проблемы в Ташкенте формируется специальная республиканская комиссия. Как сообщил вчера Интерфакс из Узбекистана, правительство этой страны приняло постановление «Об ускорении строительства новой железнодорожной линии Ташгузар--Бойсун--Кумкурган».

Поскольку железные дороги в Средней Азии начали тянуть задолго до Октябрьской революции, а суверенные границы провели гораздо позже, одно плохо соотносится с другим. Ни в одном из постсоветских государств этого региона (кроме Казахстана) национальные железнодорожные сети не представляют собой единого целого. В западных и восточных областях Узбекистана есть четыре участка железнодорожного пути, куда попасть на поезде из Ташкента можно только через территории соседних республик. В 1995 году узбекские железнодорожники начали строить две новые линии, одна из которых (Ташгузар--Байсун--Кумкурган) должна соединить с главной сетью страны юго-восточный изолированный куст Сурхандарьинской области, а вторая (Учкудук--Нукус) -- такие же изолированные фрагменты Каракалпакии и Хорезмской области. Окончание обеих строек сначала планировалось на 2000 год, но дело затянулось. Поезда продолжали идти транзитом через территорию дружественной Туркмении.

Но с некоторых пор дружба с Туркменией начала убывать. В конце 2001 года туркменские власти ввели 6-долларовую плату за пересечение границы с каждого пассажира. Непомерный по местным масштабам размер этой пошлины спровоцировал массовые волнения живущих в приграничных районах Туркмении узбеков, незаконные переходы границы со стрельбой и человеческими жертвами и -- по меньшей мере один раз -- блокаду железной дороги.

Но по-настоящему межгосударственные отношения испортились в декабре прошлого года, когда Туркмения выслала посла Узбекистана Абдурашида Кадырова, обвинив его в причастности к так называемому покушению на Туркменбаши 25 ноября того же года. Две страны подтянули к общей границе войска. Вот тогда-то в Ташкенте и обратили внимание на то, что жизненно важные для страны транспортные артерии все еще контролируются властями соседнего государства.

Правительство постановило сконцентрироваться на том из двух долгостроев, который короче. Длина будущей трассы Ташгузар--Кумкурган -- 222 км (Учкудук--Нукус -- 342 км). Тем не менее по новым, более реалистичным, планам закончить железную дорогу в Сурхандарьинскую область предполагается все равно не ранее 2007 года. Финансировать проект будет государственная акционерная компании «Узбекистон темир йуллари» (железные дороги Узбекистана) при поддержке прямых бюджетных вливаний и привлеченных иностранных инвестиций.

Михаил КУКУШКИН