Отношения России и Туркмении по вопросам борьбы с преступностью принимают все более запутанный характер. Только на днях Генпрокуратура РФ
активизировала помощь Ашхабаду по делу о хищении из ЦБ Туркмении 40 млн долларов, проведя в московских банках новую серию обысков, как обвинения в нарушениях при оказании этой самой помощи были выдвинуты уже против самих российских прокуроров. Вчера на пресс-конференции руководитель Института прав человека Валентин Гефтер заявил, что единственного имеющегося в наличии обвиняемого по этой истории -- Мурада Гарабаева, арестованного осенью в Москве, -- российские власти выдали Туркмении незаконно. По той простой причине, что г-н Гарабаев является гражданином Российской Федерации. А согласно Конституции Россия (как и все цивилизованные страны) своих граждан не выдает. В связи с этим г-н Гефтер объявил, что будет добиваться от столичной прокуратуры возбуждения уголовного дела против генпрокурора Владимира Устинова, подписавшего решение об экстрадиции Гарабаева.
Скандал, связанный с хищением 41 млн долларов из ЦБ Туркмении, разразился осенью. Как выяснила местная прокуратура, с 25 июля по 3 сентября 2002 года несколько сотрудников ЦБ, используя шифры доступа к системе перевода денег SWIFT, перечислили деньги со счета резервного фонда Туркмении в Дойче Банке на счета подставных фирм за рубежом. Когда воровство обнаружилось, все подозреваемые скрылись. Туркмения запросила помощи у России, спецслужбы которой смогли отследить часть проводок и установили, что один из объявленных Ашхабадом в розыск -- бывший сотрудник бухгалтерии ЦБ Туркмении Гарабаев -- живет в Москве. Он был задержан и передан на родину. Теперь его адвокат Анна Ставицкая заявила, что дело против ее клиента сфабриковано и он не мог участвовать в хищении, поскольку уже 5 августа уволился из ЦБ и переехал в Москву вместе с женой Айгюль и четырехлетним сыном. Впрочем, главное, по мнению адвоката, то, что г-н Гарабаев имеет двойное гражданство -- России и Туркмении.
По словам г-жи Ставицкой, 25 сентября генпрокуратура Туркмении заочно предъявила Гарабаеву обвинение, и в тот же день он был вызван в Таганскую прокуратуру Москвы для допроса. Спустя два дня его снова вызвали в прокуратуру, предъявили постановление о задержании и перевезли в СИЗО. 22 октября начальник международно-правового управления российской Генпрокуратуры Роберт Адельханян подписал у г-на Устинова постановление о выдаче Гарабаева Туркмении, а 24 октября оно было уже исполнено. По словам г-жи Ставицкой, прокуратура при этом не дала возможности ее клиенту в 10-дневный срок, как положено по закону, обжаловать это постановление в суде. Адвокат направила жалобы на действия Генпрокуратуры РФ в Мосгорсуд и Европейский суд по правам человека. В ноябре из Страсбурга поступило определение Европейского суда с требованием к России представить документы, на основе которых Гарабаев был выдан. А 5 декабря Мосгорсуд признал решение г-на Устинова о выдаче гражданина РФ Гарабаева незаконным.
Генпрокуратура, как сказала г-жа Ставицкая, после этого попыталась защититься и через другой суд Москвы, Пресненский, добилась решения, что Гарабаев получил российское гражданство незаконно. При этом использовались присланные из Ашхабада документы о том, что он давно развелся с женой (она являлась гражданкой РФ, что и стало основанием для предоставления гражданства также ему). Однако выступившая вчера Айгюль Гарабаева заявила, что никогда с мужем не разводилась и не собиралась.
В Генпрокуратуре РФ комментировать ситуацию отказались, а г-н Гефтер лишь выразил надежду, что российские власти добьются «обратной» экстрадиции г-на Гарабаева. Между тем было бы логично, если уж российская Фемида признала незаконной выдачу г-на Гарабаева, чтобы соответствующие органы предприняли меры либо к его возвращению, либо, по крайней мере, к участию в туркменском суде российских адвокатов. Однако пока ничего не известно даже о его судьбе.
Руководители правоохранительных органов Туркмении вчера через прессу обратились к «духовному светочу всех туркмен, первому и пожизненному Президенту, Верховному главнокомандующему вооруженными силами Туркменистана, генералу армии, навеки Великому Сапармурату Туркменбаши». Как сообщает ИТАР-ТАСС, в преданности Ниязову поклялись генпрокурор Курбанбиби Атаджанова, председатель Верховного суда Ягшигельды Эсенов, министр национальной безопасности Батыр Бусаков и министр внутренних дел Аннаберды Какабаев. Все они получили недавно орден «Туркменбаши» за «выполнение особого задания» -- успешное расследование так называемой попытки покушения на туркменского президента 25 ноября минувшего года. По официальным сообщениям туркменской генпрокуратуры, в ходе следствия арестовано около 60 человек, на пожизненные и длительные сроки заключения уже осуждены около 20. Еще до суда Ниязов заявил, что «около 20 злоумышленников ждет наказание -- длительное тюремное заключение, а косвенно замешанные в это дело, будут отправлены на поселение».
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»