Время новостей
     N°14, 28 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2003
Кремлевский диагноз
10 лет обязательному медстрахованию: все по-старому
Главное контрольное управление (ГКУ) президента представило Владимиру Путину критический доклад о российской страховой медицине.

Как работает эта система, населению известно и так, безо всяких докладов. Предположим, ребенку нужна консультация узкого специалиста. В поликлинике ему дают направление в профильный НИИ, где нужно несколько месяцев ждать очереди. Но если у семьи есть деньги, то она просто оплатит услуги врача наличными. Тогда врач приедет домой, в удобное время; а сложное исследование, ради которого люди из регионов специально едут в Москву, сделают безо всяких направлений, без очереди, прямо завтра. Даже участковый врач, которого в гриппозный сезон надо вызывать за сутки, придет по первому зову, если позвонить ему домой и пригласить как частного консультанта.

И вот Путину доложили, в чем же причина такого положения. Виновато прежде всего правительство. Именно оно, говорится в докладе, «не реализовало принятое решение об определении концепции развития системы обязательного медицинского страхования». Это, по мнению президентских контролеров, привело к тому, что «не реформируется структура и остаются не решенными вопросы государственного регулирования ее (системы ОМС. -- Ред.) деятельности, в том числе поэтапного изменения размера страховых взносов для расширения страхового сектора здравоохранения». «За счет средств ОМС финансируется только 31% медицинских услуг», констатирует ГКУ, разъясняя далее, что в некоторых регионах страховые полисы есть лишь у половины населения (в Республике Марий Эл -- у 52%, в Ингушетии -- у 49%, в Осетии -- у 53% жителей). Да и тем, кто застрахован, услуги зачастую оказывают не в том объеме, в каком хотелось бы. В этом есть доля вины МНС, а также федерального и территориальных фондов ОМС: плохо взыскивают задолженность с работодателей и с субъектов федерации, то есть с тех, кто должен наполнять страховые фонды. А те деньги, которые все-таки удалось собрать, руководство Федерального фонда ОМС использует неэффективно. Например, в нарушение постановления правительства оно завысило оклады своим сотрудникам и за государственный счет приобрело им полисы в учреждениях добровольного медицинского страхования.

Кроме того, в последние два с половиной года в субъекты федерации и федеральным учреждениям Минздрава России Федеральный фонд направил около 700 млн рублей «на цели, не связанные с оплатой лечения граждан». В качестве получателей этих средств ГКУ называет Калужскую, Тульскую и Московскую области, Татарстан, Ханты-Мансийский АО, а также Московскую медицинскую академию им. Сеченова и Российский научный центр рентгенорадиологии.

В докладе напоминается, что правительство в целом и соответствующие ведомства и Федеральный фонд ОМС в частности до сих пор не разработали проект новой редакции закона об обязательном медицинском страховании. В то же время часть положений действующего закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» противоречит нормам Гражданского, Налогового, Бюджетного кодексов и закона «Об основах обязательного социального страхования». Правительство же, которому поручено ускорить разработку и внесение в Госдуму новой редакции закона, рассмотрит законопроект не раньше апреля. Такой вывод был сделан после декабрьского совещания у Михаила Касьянова, где было решено, что новый проект не готов к вынесению на заседание кабинета.

Любопытно, что Федеральный фонд ОМС получил в виде доклада контролеров «подарок» к юбилею -- в 2003 году системе ОМС исполняется 10 лет. И еще месяц назад директор фонда Андрей Таранов писал, что ОМС -- это мощный, динамично развивающийся страховой институт. Правда, отмечал г-н Таранов, в 2001 году «фактическое исполнение запланированных объемов медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах, составило только 38,3% от федерального норматива». Дефицит средств, вызванный неэффективным их расходованием, составил 42,8 млрд руб. Дело в том, что за работающих граждан отчисления в фонды ОМС должны платить (и более-менее платят) предприятия, а за неработающих -- исполнительная власть субъектов федерации. Вот она, как правило, экономит -- в 2001 году вместо запланированных 76,95 млрд руб. от нее пришло только 23,82 млрд руб. Получается, что в адрес неработающих (а это более 60% населения страны) в 2001 году поступила только треть от необходимого. В 2002-м, по данным ГКУ, история повторилась: в среднем по 254 рубля на каждого неработающего перечислили территориальные органы. Но ОМС -- это общий котел, из которого черпают и те, за кого платят, и те, за кого платить не желают.

Анастасия НАРЫШКИНА, Алексей РОЖКОВ