Время новостей
     N°14, 28 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2003
Абстракция -- понятие конкретное
Третьяковская галерея сделала свой выбор
Выставка «Московская абстракция. Вторая половина XX века», которую наша газета анонсировала в пятницу, получилась камерной по масштабу и внятной по идее. Композицией рифмуется с двустворчатым складнем. Первая створка -- анфилада -- искусство гуру андерграунда 60--70-х годов. Собрано в основном из фондов коллекции Андрея Ерофеева, переданной ГТГ из бывшего музея «Царицыно». Открывают «Абстракцию» патриархи-лианозовцы, Евгений и Лев Кропивницкие, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин. В следующем зале -- работы близких в те далекие годы «Лианозовской группе» Владимира Слепяна, Юрия Злотникова, созданные в манере европейского «ташизма»: черные пятна-молоточки, выстукивающие психоделическую морзянку на белых плоскостях. Далее -- ученики Элия Белютина, а также московские метафизики абстракции Михаил Шварцман, Эдуард Штейнберг.

Поворотным шарниром, петелькой, скрепляющей две створки складня, стало искусство группы «Движение»: Франциско Инфанте, Вячеслава Колейчука, Льва Нусберга. Самым большим объектом явился сверкающий и пульсирующий металлический киберцветок 1969 года Сергея Зорина и Льва Нусберга: материализация фантазий модного в ту пору писателя Роджера Желязны.

Во второй анфиладе абстракция интегрируется в различные синтаксические и смысловые пространства. Различные, близкие концептуализму модели коммуникации демонстрирует искусство 70--90-х годов: Александра Юликова, Виктора Пивоварова, Гарифа Басырова, Германа Виноградова, Александра Пономарева, Бориса Марковникова. Сложные полисемантические структуры становятся новой шкалой пространственных координат.

Благодаря четкой логической конструкции и ясно очерченной теме выставка заставляет вспомнить архив научного каталога, самодостаточный, строгий, аскетичный. Сдержанную красоту этой во многом антикварной выставки способны оценить не все. Но те, кто способен, -- оценят.

Сергей ХАЧАТУРОВ