|
|
N°14, 28 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сигаретам изменят ДНК
Американцы придумали оригинальный способ избавиться от вредной привычки
Американская табачная компания Vector Tobacco изобрела новый парадоксальный способ завоевания рынка. Главная идея активной пиар-кампании этой фирмы такова -- новая марка сигарет Quest не только «безопаснее для здоровья», чем большинство табачных изделий, но и может помочь тем, кто собирается бросить курить. На первый взгляд кажется, что Vector зачем-то рубит сук, на котором сидит: ведь именно заядлые курильщики, не способные отказаться от курения, обеспечивают табачникам их сверхприбыли. Но не исключено, что фирма просто пытается заработать сразу на нескольких идеях, модных нынче в западных странах.
Во-первых, компания позиционирует себя как высокотехнологичную и инновационную, что часто вызывает и положительные эмоции у публики, приученной к прогрессу науки, и даже некоторый оптимизм у инвесторов. Одно из главных достоинств новых сигарет, по мнению Vector Tobacco, это специальный генетически модифицированный табак. В листьях обычных табачных растений содержится никотин, алкалоид, вызывающий привыкание к курению. Однако ученым удалось изменить ДНК табака и заблокировать образование никотина. В результате в самых легких сигаретах из серии Quest никотина «практически нет». Впрочем, для тех, кто привык к крепкому табаку, есть и более «тяжелые» сорта.
Однако если вдуматься, то в этом нет ничего особенного. Курильщики без труда припомнят пару-тройку аналогичных серий сигаретных марок, выстроенных по степени снижения содержания никотина. На пачках с самыми «легкими» сигаретами обычно заявляется, что содержание этого алкалоида в них равно 0,1 мг (в восемь раз меньше, чем в крепких). Есть ли существенная разница между 0,1 мг и «практически нет»? Кроме того, генетики, заблокировав производство никотина, оставили в табаке тяжелые смолы, а ведь именно эти вещества, по мнению врачей, являются самыми опасными канцерогенами. Никотин же хоть и вызывает привыкание, в возникновении рака легких играет меньшую роль. Так, американские чиновники от медицины лишь пару лет тому назад официально признали его канцерогеном. Так что по поводу того, насколько новые сигареты стали менее вредными, можно было бы поспорить.
Но табачная компания решила пойти на радикальную смену рекламной политики. Обычно здесь разворачиваются баталии между производителями сигарет и организациями, ратующими за полный отказ от вредной привычки вдыхать дым. Табачники, зажатые в угол медицинскими исследованиями и антиникотиновыми законами, предпочитают не спорить с тем, что табак вреден для здоровья. Но Vector решился на отчаянный шаг и попытался сыграть на поле борцов против курения.
Для этого компания заказала ученым из университета Дьюк специальное исследование. Были собраны две группы добровольцев, желающих бросить курить. Одной группе «прописали» обычный никотиновый пластырь, но разрешили курить Quest, другим позволили «безникотиновое» курение, но пластыря не дали. В результате исследователи пришли к выводу, что подопытным добровольцам за полтора месяца удалось снизить дозу никотина. Впрочем, даже если ученые правы, Vector все равно не имеет права заявлять, что их сигареты помогают бороться с никотиновой зависимостью. Дело в том, что тогда Quest автоматически становится «лекарством», а федеральные власти США, сертифицирующие медицинские препараты, пока никак не высказались по этому поводу. Да и вряд ли им понравится предложение признать сигареты, пусть даже с нулевым содержанием никотина, средством от курения. Тем не менее табачная кампания уже успела удачно сыграть на любимой американцами идее «здорового образа жизни». Проверка воздействия сигарет без никотина на организм курильщика может идти долго. И все это время Vector может спокойно рассуждать о том, как компания пытается с помощью генетики изобрести своего рода «сухую воду» -- сигареты, помогающие отказаться от сигарет. А Quest пока будет спокойно поступать в продажу -- табачным изделиям сертификата от медицинских чиновников не требуется.
Владимир ДЗАГУТО