|
|
N°14, 28 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сибиряки присматриваются к черноморцам
«Иркут» и ТАВИА, может быть, объединятся
Корпорация «Иркут» (бывшее Иркутское авиационное производственное объединение) готова наладить сборку самолета-амфибии Бе-200 не только в Иркутске, но и в Таганроге и собирается инвестировать в проект 20 млн долл. Об этом газете «Время новостей» заявил министр промышленности Ростовской области Сергей Назаров. Механизм будущего сотрудничества Иркутского авиационного объединение и завода «Таганрогская авиация» (ТАВИА), по его словам, еще обсуждается. Источник в корпорации, пожелавший остаться анонимным, подтвердил нашей газете, что руководство «Иркута» эту идею рассматривает и что речь действительно идет об инвестициях порядка 20 млн долл. Правда, уточнил источник, реализация этих планов прямо зависит от количества заказов на Бе-200. Кроме того, «Иркут» хотела бы получить пакет акций ТАВИА, размером не менее блокирующего.
Модель уникальной амфибии разработал соседний с ТАВИА Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева. В мае в рамках заказа МЧС должен быть сдан в эксплуатацию первый серийный Бе-200, собранный в Иркутске. Следующая амфибия может поступить в распоряжение МЧС в конце года. Закончить изготовление всей заказанной спасателями серии из семи самолетов иркутяне планируют к концу 2005 года.
Прямых аналогов Бе-200 за рубежом не существует. Все гражданские самолеты-амфибии, выпускаемые в мире сегодня, значительно меньше по размерам и летают не на реактивной тяге, как Бе-200, а на пропеллерах (и поэтому качественно уступают нашей новинке в скорости). Бе-200 обещает быть очень эффективным при тушении лесных пожаров. Разработчики полагают также, что эта машина окажется незаменимой для доставки грузов в отдаленные районы, проведения там спасательных операций, патрулирования морских границ. Во Франции и в странах Юго-Восточной Азии, где самолет побывал с демонстрационными турне, он вызвал большой интерес в местных аналогах нашего МЧС и пограничной службы. Правда, некоторые авиационные специалисты считают, что тяжелые реактивные амфибии как класс представляют собой тупиковую ветвь развития авиации. Время покажет, сумеет ли Бе-200 опровергнуть эту точку зрения.
Приобретение существенного пакета акций ТАВИА само по себе может оказаться для «Иркута» трудным делом. Дело в том, что на контроль над предприятием претендует также ОАО «Туполев».
До конца девяностых годов ТАВИА готовилась к серийному выпуску нового пассажирского самолета Ту-334 (правда, запустить его так и не сумела). Сейчас проект передан Российской самолетостроительной корпорации МиГ, которая планирует собирать Ту-334 на входящем в ее состав Луховицком авиазаводе. Тем не менее производство комплектующих для этой машины предполагается оставить в Таганроге.
В доверительном управлении ОАО «Туполев» находится государственный пакет акций ТАВИА (44%). Туполевцы вынашивают планы объединения предприятий, исторически связанных участием в производстве машин марки «Ту» (собственно, нынешнее ОАО «Туполев» и является результатом такого объединения -- Конструкторского бюро им. Туполева с ульяновским заводом «Авиастар»). По неофициальным сведениям, идея интеграции ТАВИА именно с «Туполевым» имеет высокопоставленных сторонников в «Росавиакосмосе».
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону, Михаил КУКУШКИН