|
|
N°14, 28 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Вашингтоне поселился КГБ
Суперведомство Томаса Риджа приступило к работе
С понедельника официально начало работу министерство безопасности национальной территории США. Первые сто штатных сотрудников нового ведомства (этакого аналога КГБ на американский манер) вышли вчера на работу во временный комплекс, раскинувшийся почти на 16 га в юго-западной части столицы.
Выбор места, как теперь выясняется, не обошелся без легкого скандала. С одной стороны, комплекс из 32 зданий принадлежит ВМС США, следовательно, оборудован всей необходимой инфраструктурой и системами связи, да и за аренду не надо много платить. До Белого Дома всего около 8 км, а до резиденции вице-президента, как, впрочем, и до российского посольства, вообще рукой подать. С другой стороны, до последнего момента речь шла не о Вашингтоне, а о Тайсонс-Корнере, богатом и быстро растущем пригороде в Вирджинии. Сенатор от этого штата Джон Уорнер, глава комитета по делам вооруженных сил, внесший немалый личный вклад в создание нового правительственного учреждения, узнав о выборе в пользу Вашингтона, сильно разгневался и пригрозил «детально» во всем разобраться.
Представитель министерства объясняет выбор места исключительно соображениями целесообразности. По его словам, комплекс на авеню Небраска позволяет новому ведомству немедленно приступить к делу и тем самым уложиться в сроки, определенные конгрессом и президентом. Этому можно верить. Сенат страшно торопился, чтобы успеть в четверг вечером и заслушать главу свежеиспеченного ведомства Томаса Риджа, и утвердить его назначение, чтобы в последний рабочий день недели Ридж успел принести присягу в Белом Доме.
Бывший республиканский губернатор Пенсильвании и личный друг президента Джорджа Буша-младшего Том Ридж получает в свои руки обширное хозяйство. Под его начало переходит 22 правительственных агентства, ранее либо автономных (как Служба береговой охраны), либо полуавтономных (как Служба иммиграции и натурализации, СИН, или Секретная служба) в рамках других министерств (юстиции, финансов и т.д.). Министерство безопасности национальной территории с годовым бюджетом в 38 млрд долл. и двумя сотнями тысяч служащих становится третьим крупнейшим правительственным ведомством после Пентагона и министерства здравоохранения и социальных служб. А вот по влиянию и близости к президенту Бушу Том Ридж, без сомнения, превосходит своих коллег «Дона» Рамсфелда и «Томми» Томпсона.
11 сентября 2001 года доказало уязвимость американской национальной территории. Создание нового министерства -- это самая значительная реорганизация американских ведомств за последние полвека. Но укрепляет ли безопасность территории страны эта грандиозная бюрократическая перекройка? Уже отпущено немало шуток на тему любви главы нового министерства к раскраске разными цветами листочков бумаги. Ридж придумал метить террористические угрозы в адрес США. Зеленая метка означает незначительную опасность, оранжевая -- высшую степень опасности (как на пляже при шторме). Высказываются опасения, что периодически объявляемое Риджем в СМИ состояние повышенной готовности к отражению террористических атак без уточнения характера или места этих атак только нервирует людей и дискредитирует саму идею.
Многие демократы оценивают результаты проведенной реорганизации скептически, хотя первыми выступали за превращение введенной президентом Бушем в штат Белого Дома должности советника-координатора по вопросам безопасности национальной территории в полномасштабный министерский пост. Наиболее категорично и резко высказалась сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон. «Нынешняя администрация, -- заявила бывшая первая леди студентам колледжа Джона Джея в Нью-Йорке, -- старательно лепит из пустословия, недостаточного финансирования и новой бюрократии миф об окрепшей безопасности родины. Но мы как не могли противостоять угрозе терроризма, так и не можем». С ней согласен второй сенатор от Нью-Йорка Чарльз Шумер. По его мнению, у администрации США «шизофренический» подход к войне против терроризма: «За пределами США на расходы не скупимся, но вот внутри страны денег жалеем». Сам Том Ридж, разумеется, с критиками не согласен. На своей первой пресс-конференции он назвал подобные обвинения «совершенно нелепыми и достойными сожаления».
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон