|
|
N°13, 27 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Популяцию чиновников разделят по видам
Госдума приступила к реформе госслужбы
Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект «О системе государственной службы Российской Федерации», внесенный президентом. Это первый шаг на пути к реализации реформы госслужбы, концепция которой заложена в правительственной программе, утвержденной 19 ноября прошлого года.
Законопроект призван упорядочить госслужбу, создав два уровня (федеральная государственная служба и государственная служба субъектов) и три вида (гражданская, военная и правоохранительная) чиновников.
Рассказывая о сути проекта, первый замминистра юстиции Александр Карлин предупредил депутатов, что закон рамочный, он устанавливает лишь общие принципы функционирования госслужбы, разделяя ее по уровням и видам. Кроме того, закон определяет госслужбу как «профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий России». Для каждого вида госслужбы будет написан отдельный закон, устанавливающий условия контрактов служащих с государством, табели о рангах.
Зампредседателя думского комитета по делам федерации и региональной политике Владимир Южаков (СПС) выразил опасение, что субъекты федерации начнут самовольно расширять перечни госслужбы, а значит, базовый закон должен содержать четкий перечень. Татьяна Астраханкина и Владимир Никифоренко из КПРФ возмутились тем, что врачи и учителя остались за рамками государственной службы. «Может быть, этот закон лучше было бы назвать просто «О номенклатуре власти?» -- грозно спросил Никифоренко докладчика Александра Карлина. На что тот ответил: «Статус госслужащего означает множество ограничений, в том числе и по зарплате. Не думаю, что учителя и врачи хотели бы иметь все эти ограничения».
С компромиссным предложением выступил бывший депутат «Единства», а ныне независимый Александр Чуев: «Если в данном законе права бюджетников никак не регламентированы, то нужен еще один закон, о служащих бюджетных учреждений. Они ведь напрямую связаны с министерствами, ведомствами и органами госвласти».
Чуев также высказал недовольство тем, что в законе не прописан принцип «равного доступа к госслужбе всех граждан» и не обозначен механизм формирования кадрового резерва чиновников. В ответ на это аграрий Василий Ивер предложил взять на вооружение «ленинские методы подбора кадров», тем более, что, по мнению депутата, «никто из сидящих в зале не может бросить камень в кадровую политику СССР». Камни депутаты кидать не стали, но и к предложению агрария отнеслись прохладно. Законопроект был принят 290 голосами, недоработки было решено исправить ко второму чтению.
Правительственная программа реформирования госслужбы рассчитана на 2003--2005 годы, ее реализация оценена в 539 млн рублей.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА