|
|
N°13, 27 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Собирать деньги мы уже научились»
Теперь ГТК хочет содействовать торговле и обустраивать границу
В нынешнем году таможне предстоит собрать на 50 млрд рублей платежей больше, чем в прошлом. Вместо 588 миллиардов -- 638. То есть в ближайшее время таможня останется для государства одним из главных поставщиков доходов в бюджет. Правда, сами таможенники говорят, что в 2003 году сбор денег для них уже не самоцель. «Мы меняем ориентиры», -- заявил в пятницу на интернет-пресс-конференции первый заместитель председателя ГТК Леонид Лозбенко. «Если действительно последние пять лет деньги стояли на первом месте, то сегодня мы можем сказать, что научились их собирать. И теперь для нас главное -- содействие торговле», -- пояснил он. Таможенная служба, по ее же собственным официальным формулировкам, попытается в 2003 году уйти от жесткого администрирования и преимущественно фискального подхода. Г-н Лозбенко всячески подчеркивал, что таможня стремится к дебюрократизации и, чтобы этот процесс был эффективным, ведет постоянный диалог с бизнесом. Он сообщил, что в первом квартале ГТК примет решения, облегчающие бюрократические процедуры. По словам г-на Лозбенко, «в стадии подписания базовый документ, который обеспечит переход с пятиступенчатого контроля на одноступенчатый». А к лету таможенники обещают подготовить еще более «базовый» документ -- комплексную программу развития таможенной службы до 2008 года. Все это нужно для того, чтобы, как выразился г-н Лозбенко, решить «амбициозную задачу -- иметь возможность выполнить любое задание руководства страны». Этими словами он, видимо, порадует президента, который весь предыдущий год намекал руководителям исполнительных органов власти на то, что у них плоховато с амбициями. В данном случае, они налицо.
Помимо содействия внешней торговле в этом году ГТК называет одним из своих приоритетов продолжение работы по обустройству границы. Что опять же перекликается с президентскими приоритетами, обозначенными на недавнем заседании Госсовета. Открыв в прошлом году десять современных международных автомобильных пунктов пропуска, в 2003--2004 гг. таможенники планируют ввести в действие восемь новых.
Судя по всему, таможенники понимают, что амбиции хороши лишь тогда, когда они обоснованы. Поэтому г-н Лозбенко очень много говорил о развитии таможенной инфраструктуры. На март, к примеру, запланировано подписание договора о выделении Всемирным банком кредита в 140 млн долларов на модернизацию технической и информационной базы таможенных органов. Кроме того, таможенники считают, что на основе принятого в прошлом году закона об электронной цифровой подписи они смогут реально перейти к электронному декларированию товаров и безбумажным технологиям.
Проблемы внутри службы, и в частности коррупцию, г-н Лозбенко также увязал с новым технологическим оснащением таможни. На его взгляд, «те технологические преобразования, которые ГТК намерен провести в ближайшие три года, позволят резко сократить размеры коррупции». Новые технологии призваны по возможности снизить влияние «человеческого фактора». А пока г-н Лозбенко всячески подчеркивал, что таможенники сами активно борются с коррупцией в своих рядах (по статистике, которую приводит пресс-служба ГТК, из 243 уголовных дел в 2001 году по материалам собственной службы безопасности было возбуждено более 80%). При этом он все же посетовал, что проблема невысоких зарплат остается реальной. «Бедный таможенник -- угроза национальной безопасности», -- добавил первый зампредседателя ГТК. Отношение госрасходов к госдоходам в курируемой ими сфере таково, полагают работники таможни, что позволяет без особого ущерба для казны повысить их официальные заработки. И приводят в этой связи тот аргумент, что в среднем один таможенник, например, в Тюмени приносит за год в казну 23 млн рублей, в то время как его содержание обходится государству в 131 тысячу.
Вера КУЗНЕЦОВА