|
|
N°12, 24 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ruhrgas и Тайная комната
Восстановленная Янтарная комната будет открыта в мае
Одним из самых ярких событий на предстоящих в этом году празднованиях 300-летия Санкт-Петербурга станет возвращение юбиляру одной из реликвий -- Янтарной комнаты, которую многие называют восьмым чудом света. В преддверии этого события немецкий газовый концерн Ruhrgas, который выделил значительные средства на возвращение комнате первозданного вида, сделал небольшой отчет перед журналистами о ходе работ. Глава управления корпоративных коммуникаций Андреас Райхель подтвердил, что комната будет восстановлена к празднику и даже назвал точную дату презентации обновленного шедевра. 31 мая 2003 года в Царском Селе президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер торжественно откроют обитый янтарными панелями ларец, созданный Франческо Растрелли для увеселения государыни Елизаветы Петровны. Более 30 российских специалистов высочайшего класса денно и нощно складывают «солнечные» камешки, дабы успеть в срок восстановить убранство, включавшее более полумиллиона янтарных пластинок.
Хотя сегодня отношение к Янтарной комнате в России таково, будто значение ее для русской культуры так же велико, как Эрмитажа или Третьяковки, на самом деле во времена Елизаветы и Екатерины комната была чем-то вроде прелестного кунштюка, сродни механическому «городку в табакерке» или дрожкам с музыкальной шкатулкой внутри. Наша столь высокая оценка Янтарной комнаты обусловлена причинами, к сфере искусств отношения не имеющими. Выступавший на пресс-конференции профессор Вольфганг Айхведе, директор Института стран Восточной Европы при Бременском университете, назвал эти причины «обоюдными мифами». После пропажи в Кенигсберге вывезенного немцами «чуда света» какими только гипотезами и слухами тема не полнилась: по одним версиям, сложенный в ящиках Янтарный кабинет пережил в Кенигсберге пожар, по другим -- комната хранится в соляных шахтах Восточной Германии, по третьим -- в американских банковских сейфах.
Взвинченные народные нервы надо было как-то успокоить. Тем более что переговоры о реституции (обоюдное возвращение вывезенных во время второй мировой войны сокровищ) на государственном уровне к середине 90-х зашли в тупик. «Правительство Германии настаивало на необходимости соблюдения норм международного права, российская же сторона говорила о моральных обязательствах, обусловленных историческими событиями», -- констатирует профессор Айхведе, подчеркивая, что никто не хотел уступать. Нежданным миротворцем выступила частная немецкая компания, 30 лет импортирующая российский природный газ. Ruhrgas выложил 3,5 млн долларов, чтобы избавить общество от гипноза и вернуть комнату. В том, что она перестала быть идеологическим фантомом, мы убедимся в мае.
Сергей ХАЧАТУРОВ