|
|
N°162, 04 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЛУКОЙЛ захватил 4% американского рынка
Российская компания купила 1300 бензоколонок в США
Вчера ЛУКОЙЛ объявил о приобретении американской фирмы Getty Petroleum Marketing Inc, которая владеет примерно 1300 автозаправочными комплексами в 13 штатах на северо-востоке и в средней части Атлантического побережья США. Эта покупка означает контроль над 4% американского рынка нефтепродуктов. К слову сказать, теперь в Америке у ЛУКОЙЛа будет больше заправок, чем на родине. (Сейчас компания Вагита Алекперова имеет около 1000 заправок в России.)
Согласно условиям договора, подписанного в генконсульстве России в Нью-Йорке, за каждую акцию американской компании будет заплачено по 5 долл., что на 46% выше их рыночной цены. Общая сумма сделки, куда входит приобретение 100% акций Getty, оценивается в 71 млн долларов. На первом этапе отечественные нефтяники получили в собственность 60% акций. Оставшиеся 40%, по словам представителя ЛУКОЙЛа, акционеры американской компании намерены продать в ближайшее время. Финансовым консультантом российских нефтяников по сделке был банк Credit Suisse First Boston Corp., а юридическим советником -- фирма Akin, Gump, Strauss, Hauer & Feld, L.L.P. Как сообщает ИТАР-ТАСС, вскоре на автозаправках вывеску Getty заменит вывеска «ЛУКОЙЛ».
По словам первого вице-президента ЛУКОЙЛа Ралифа Сафина, в ближайший год компания продвинется на американский рынок и планирует приобрести в США нефтеперерабатывающий завод. «Та нефть, которую мы предполагаем добывать в Тимано-Печорском регионе, скорее всего, будет перерабатываться на заводах Америки», -- отметил Ралиф Сафин. По его словам, на первых порах компания будет покупать топливо для вновь приобретенных заправок у British Petroleum. С ноября-декабря планируются поставки дизельного топлива с заводов в Восточной Европе (Болгарии, Румынии и Украины).
Интересно, что это не первая попытка ЛУКОЙЛа выйти на рынок нефтепродуктов США. Как пишет американский бюллетень Oil Express, издаваемый OPIS Energy Group, 29 июля 1997 года на территории автостоянки при супермаркете Food Lion, расположенном в городе Альта-Виста (штат Вирджиния), Вагит Алекперов открыл первую в Америке российскую заправку. Планировалось, что в течение пяти лет ЛУКОЙЛ и близкая к ней американская фирма Nexus Fuels построят бензоколонки при 2000 супермаркетах по всем Штатам. Но проект закончился неудачно.
Нынешнюю попытку наших нефтяников выйти на американский рынок многие эксперты оценивают с оптимизмом. По словам аналитика банка «Зенит» Сергея Суверова, высокие цены на нефть подталкивают крупные нефтекомпании к инвестициям. При этом все действуют по-своему: ТНК активно участвует в приватизационных сделках, "Татнефть" форсирует строительство собственного НПЗ и расширяет присутствие на московском рынке нефтепродуктов, ЮКОС финансирует строительство нефтепровода в Китай. В свою очередь ЛУКОЙЛ, наиболее амбициозная российская нефтяная компания, решил не ограничиваться восточноевропейскими приобретениями и устремился на самый богатый розничный рынок нефтепродуктов -- американский. С учетом высоких цен на топливо в США по сравнению с другими странами, где работает ЛУКОЙЛ, можно ожидать достаточно быстрой окупаемости инвестиций. Немалое значение имеет и имиджевая часть приобретения, отметил аналитик.
Алексей ЗЕМЦОВ