|
|
N°12, 24 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У МВФ нет плана
Проект реструктуризации суверенных долгов близок к банкротству
Главная идея благоустройства международных финансов -- создание механизма суверенного банкротства, похоже, скоро может быть признана утопией. Специальная конференция Международного валютного фонда, посвященная обсуждению подробностей этого механизма, мало приблизила заинтересованные стороны к оптимальному решению. Напротив, выяснилось, что главный сторонник идеи упорядочения процесса суверенного банкротства, «продвигавший» ее в последние два года, -- Соединенные Штаты Америки, -- таковым больше не является.
Идея как-то упорядочить урегулирование долговых проблем в тех случаях, когда банкротом оказывается государство, высказывалась не раз. Но, как правило, к ней относились как к утопии, да и МВФ как «кредитор последней инстанции» исправно спасал таких банкротов. Волна кризисов 1990-х годов не только сильно пошатнула авторитет Фонда, но и заставила мировое сообщество искать новые способы предотвращения национальных дефолтов. Тем более что помощь странам-банкротам стали обходиться МВФ и Всемирному банку слишком дорого: сумма одобренных к выделению кредитов в случаях Бразилии, Индонезии, Аргентины или Турции исчислялась 20--40 млрд долл. Неудивительно, что именно главный «спонсор» МВФ, администрация США, устами теперь уже бывшего министра финансов Пола О`Нила предложил начать активную разработку старой идеи.
Механизм реструктуризации суверенных долгов (Sovereign Debt Restructuring Mechanism, SDRM) стал «визитной карточкой» нового руководства МВФ во главе с Хорстом Келером и его заместительницей Энн Крюгер и одновременно -- шансом для Фонда восстановить свою роль как «краеугольного камня» мировой финансовой архитектуры. После того как осенью 2001 года г-жа Крюгер представила первую версию концепции SDRM, обсуждение продвинулось до мельчайших подробностей, но не утихают и дискуссии по поводу целесообразности всей затеи в принципе. Однако на весенней сессии МВФ, которая пройдет в апреле, планируется принять документ в готовом виде.
На сегодняшний день суть предложенной Фондом процедуры состоит в том, что для принятия решений о реструктуризации суверенных долгов при МВФ (или, вернее, «над» МВФ) будет сформирован некий форум по разрешению споров. Именно в этот орган должно будет обратиться правительство страны-должника, предчувствующее приближение финансовой катастрофы. Форум, изучив ситуацию, принимает решение о реструктуризации и ее условиях, а затем уже правительство заключает с кредиторами соглашения о реструктуризации. При этом предполагается, что на время этой процедуры вводится мораторий на требования кредиторов, а условия реструктуризации не подлежат оспариванию.
Если считать, что такой порядок обеспечит «спокойную жизнь» МВФ и его донорам, то других сторонников у SDRM фактически нет. Для стран-заемщиков введение механизма в действие повлечет за собой удорожание заимствований, а для частных кредиторов -- существенное ограничение в правах. Инвесторы не без оснований считают, что если сегодня страны-заемщики страшатся дефолта, то создание механизма реструктуризации открывает «зеленый свет» правительствам, проводящим плохую финансовую политику. Оправдываясь, директор-распорядитель МВФ Хорст Келер сказал на открытии нынешней конференции: «Механизм не означает, что нужно сделать государственный дефолт простым и более частым, но в тех редких случаях, когда долговые обязательства становятся действительно невыполнимыми, нужно сделать беспорядочный процесс более организованным и сохранить стоимость долга как для дебиторов, так и для кредиторов».
Поддержка администрации Буша, тем не менее, была сильным козырем в руках руководства МВФ. Однако история с SDRM лишний раз доказала, насколько опасно для Фонда идти на поводу у Белого Дома. После отставки Пола О`Нила стало очевидно, что никто в официальном Вашингтоне не готов драться за «упорядочивание» суверенных банкротств. Наследник г-на О`Нила пока не высказывался публично на этот счет, а вот глава комитета экономических советников при Белом Доме Глен Хаббард (его, кстати, многие в Вашингтоне считали наиболее желательным преемником О`Нила) позавчера высказался в том духе, что процесс реструктуризации суверенных долгов должен быть «более добровольным», а план МВФ надо сначала внимательно изучить и убедиться, что он будет работать. На неофициальном уровне Белый Дом занял вообще отстраненную позицию, давая понять, что SDRM -- это идея Фонда.
Вчера, во время дискуссий на вашингтонской конференции стало очевидно, что неприятие этой реформы ничуть не стало меньше, а успокоительные разъяснения г-на Келера и г-жи Крюгер не действуют на общественность. «Есть конкретные причины, чтобы высказать некоторые сомнения относительно механизма, -- заявил замминистра финансов Мексики Августин Карстенс. -- Он выглядит как побуждающий должников к объявлению дефолта, в котором нет необходимости. Это увеличит стоимость долга, и усложнит задачу странам с развивающимся фондовым рынком, пытающимся выйти на международный рынок». Еще более жесткая оценка прозвучала от Энн Петтифор из лондонской юридической компании Jubilee Research. План продиктован исключительно интересами МВФ, заявила она, назвав его «грабительским».
Что будет теперь с этим проектом действительно крупнейшей реформы мировых финансов, непонятно. Более того, вместо того чтобы «очистить» репутацию МВФ и занять его ответственным делом, разработка SDRM лишь еще сильнее запятнала мундир главного международного кредитора. А между тем, похоже, что Хорст Келер и Энн Крюгер уже «сожгли мосты» и отказаться от своего плана для них было бы личным поражением, если не концом карьеры.
Андрей ДЕНИСОВ