|
|
N°12, 24 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Холдинг любителей «Жигулей»
В деле о хищении машин ВАЗа обнаружился подпольный банк
На след крупной подпольной финансовой структуры, занимавшейся сразу отмывкой и вложениями криминальных миллионов в легальные проекты, вышли сотрудники Следственного комитета (СК) при МВД РФ. Обнаружили ее в ходе расследования дела о масштабных хищениях машин с «АвтоВАЗа». Создатели структуры -- а это был ряд крупных предпринимателей -- называли ее между собой «холдингом». И хотя «холдинг» не был нигде официально зарегистрирован и даже не имел названия, масштабам его работы могли позавидовать многие известные предприятия. У него был офис в центре Москвы, штат высококлассных профессионалов, главбух и даже свой банк.
Как уже сообщала наша газета (№2 от 10 января 2003 года), недавно СК возбудил серию уголовных дел о хищении машин ВАЗа при помощи так называемых реимпортных схем. С разрешения правительства завод имеет право продавать машины в страны дальнего зарубежья по себестоимости или даже ниже -- для завоевания западного рынка. Однако, как выяснили в СК, часть подобных сделок оказалась просто аферами. Так, в конце 90-х годов «АвтоВАЗ» заключил крупный контракт на поставку «Жигулей» корпорации «Маннай Корпорэйшн» (Саудовская Аравия). Получить машины на заводе и доставить их в порт Новороссийска должна была фирма-экспедитор ЗАО «Интранс», которой руководит Олег Ульянченко. Ее представители загрузили автомобили на корабли, но, как выяснили следователи, до Саудовской Аравии они так и не дошли. Простояв некоторое время в море, суда вернулись к причалу рыбколхоза «Черноморец» (тоже находится в Новороссийске), которым владеет жена г-на Ульянченко. При этом в сопроводительных бумагах значилось, что машины якобы побывали за границей и сейчас возвращены в Россию фирмами «Евроимпэкс лтд» и «Браунет лтд», которые возглавлял бывший начальник управления внешних рынков ВАЗа Олег Абрамов. «Жигули» ушли в продажу, а завод ничего не получил, так как «Маннай Корпорэйшн», не получив машины, отказывалась платить.
По другой схеме аферистов ВАЗ заключил контракт на поставку дешевых «Жигулей» с немецким предприятием «ЕвроЛада Гмбх». Фирмой-экспедитором в сделке выступала «РигасЛада». Ее представители получили от завода партию машин, доставили их в порт Риги, но тут же получили указание от «ЕвроЛады Гмбх» перегнать «Жигули» обратно в Россию, поскольку они якобы уже проданы СП «Руссобалт». Автомобили доставили на стоянку «Руссобалта» в городе Себеж Псковской области, но почти сразу туда явилась делегация крепких молодых людей и забрала машины, предъявив бумаги на их получение. Как выяснили следователи, на самом деле эти документы были поддельными, машины же аферисты реализовали через ряд столичных фирм, в том числе ООО «Шарво». Выручка же ушла в офшорную фирму «Аллгейт Трейдинг» (Кипр), а «АвтоВАЗу» опять ничего не досталось. Занимаясь этим делом, сотрудники СК выяснили, что имеют дело лишь с одним из многих эпизодов по масштабным реимпортным аферам. По данным следствия, учредителем «Руссобалта» являлось ООО «Янус-1», которое контролирует предприниматель Константин Коноваленко. Он же учредил и офшорную фирму «Аллгейт Трейдинг», куда ушли деньги от продажи автомобилей.
Недавно СК удалось установить, что г-н Коноваленко еще в середине 90-х годов создал и Кинобанк, который занял в Москве целое здание на улице Бахрушина. Тогда же он обошел знакомых по автобизнесу предпринимателей и предложил им создать некий «холдинг». «Холдинг» не был нигде зарегистрирован, ему даже не стали давать какое-то название, но он занял часть помещений в офисе того же Кинобанка. Главным бухгалтером «холдинга» стала предпринимательница Татьяна Ищенко, а его коммерческим директором и завхозом -- известный в России организатор международных автомобильных ралли Владимир Тесленко. При этом в СК не исключают, что эти люди при приеме на работу даже не знали, что им придется иметь дело с криминальными деньгами. По данным следователей, в «холдинг» стали стекаться средства от реимпортных афер с «Жигулями». Обычно деньги доставлялись наличными. Как считают милиционеры, поступление средств и контроль за ними обеспечивала г-жа Ищенко, а г-н Тесленко решал вопросы по их использованию. Сейчас известно, что криминальные деньги вкладывались в коммерческие проекты почти всех участников «холдинга» (в основном в легальную автоторговлю и рыбную промышленность). Развалился «холдинг» в 1998 года после дефолта. Вскоре был закрыт и Кинобанк. При этом против его руководства возбудила дело налоговая полиция, но потом закрыла по амнистии. Сотрудники СК уже выписали повестки о вызове на допросы Коноваленко, Ищенко и Тесленко, но никак не могут найти этих людей.
Татьяна Ищенко и Владимир Тесленко. Всех, кому известно местонахождение этих людей, сотрудники СК просят обращаться по телефонам: 222-69-40, 222-57-10, 222-48-00
Александр ШВАРЕВ