|
|
N°12, 24 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осужденный Пасько не встал на путь исправления
Освобожденный журналист будет добиваться признания своей невиновности
Бывший капитан второго ранга и теперь уже бывший заключенный колонии УЦ 267-41 Григорий Пасько провел сегодняшнюю ночь в собственной квартире. Накануне городской суд Уссурийска принял решение о его условно-досрочном освобождении. Отмечая вчера вечером свой выход на свободу, Григорий Пасько рассказал о своих дальнейших планах. По его словам, он и его адвокаты собираются подать новую жалобу на имя председателя Верховного суда РФ и будут добиваться пересмотра дела и снятия с журналиста всех обвинений. Такая же жалоба поступит и в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. «Предстоит еще много нервотрепки, но мой жизненный и юридический опыт подсказывает, что мы победим», -- говорит г-н Пасько.
Ходатайство о досрочном освобождении защитники Пасько внесли еще 25 декабря прошлого года, когда истекли две трети из назначенного журналисту четырехлетнего срока. По словам адвоката Анатолия Пышкина, его подзащитный вполне заслуживал досрочного освобождения, так как честно трудился и не нарушал дисциплину. «Мы надеялись на положительное решение, но основания волноваться были», -- сказал г-н Пышкин сразу после судебного заседания.
Адвокат считает, что пятилетнее «дело Пасько» теперь фактически завершено. Началось оно 20 ноября 1997 года с ареста журналиста во владивостокском аэропорту после возвращения из Японии. За неделю до этого, во время вылета, сотрудники ФСБ изъяли у него материалы, которые он вез с собой. По словам самого журналиста и его адвокатов, документы не содержали сведений, представляющих государственную тайну. Но чекисты думали иначе, и Григорий Пасько был обвинен в государственной измене.
В июле 1999 года суд Тихоокеанского флота переквалифицировал обвинение г-на Пасько с «изменческой» статьи 275 УК РФ на статью 286 («Превышение должностных полномочий») и приговорил журналиста к трем годам лишения свободы. Пасько был освобожден по амнистии прямо в зале суда. Однако он посчитал вердикт несправедливым и потребовал полного оправдания, обратившись с кассационной жалобой в военную коллегию Верховного суда РФ. Тем временем прокуратура, убежденная, что «шпион должен сидеть в тюрьме», направила в Москву свою апелляцию. После обоюдного обжалования дело вернулось на повторное рассмотрение во Владивосток. В результате 25 декабря 2001 года Пасько приговорили к четырем годам лагерей строгого режима за государственную измену в форме шпионажа.
Вчерашнее судебное заседание по делу Пасько продолжалось около четырех часов и проходило на территории колонии, где отбывал наказание журналист, -- очевидно, чтобы в зал не проникли корреспонденты. Представители администрации колонии отпускать г-на Пасько не хотели. По их мнению, журналист вовсе не встал на путь исправления, поскольку «не участвовал в художественной самодеятельности и отказывался писать заметки в газету Приморского управления исполнения наказаний «Путь к свободе». Недавно осужденный написал письмо жене, где «допустил оскорбительные высказывания в адрес администрации и использовал блатной жаргон», за это ему сделали выговор. Представители УИН отмечают, что «осужденный Григорий Пасько в период отбывания наказания работал на деревообрабатывающем производстве, поощрений не имел, однако допускал несдержанность в выражениях и высказываниях по отношению к органам власти. В содеянном не раскаивается, вину не признал». Тем не менее судья Мария Стебновская учла, что осужденный ни разу не нарушил режим, и сделала вывод о нецелесообразности дальнейшего нахождения Григория Пасько в местах лишения свободы. Благодаря оперативности адвокатов журналист покинул зону уже через несколько часов после суда.
Российские правозащитники одними из первых поздравили Григория Пасько с освобождением и пообещали поддержать журналиста, если он всерьез намерен добиваться полной реабилитации. «Мы приветствуем мужественное решение судьи Марии Стебловской, -- говорится в обращении, подписанном главой Московской хельсинкской группы Людмилой Алексеевой и одним из создателей Центра экологии и прав человека Алексеем Яблоковым. -- Пятилетнее следственное, судебное и тюремное издевательство, организованное ФСБ над человеком, не совершавшим инкриминируемого ему преступления, завершилось пусть частичной, но победой активных сил гражданского общества России и мирового общественного мнения». Теперь коллеги ждут возвращения г-на Пасько «к активной общественной и эколого-журналистской деятельности».
Сам он пока собирается на несколько месяцев уехать в Германию. «Я хочу выразить благодарность общественным организациям и гражданам этой страны, поддерживавшим меня во время отсидки», -- сказал г-н Пасько корреспонденту газеты «Время новостей». Оставаться в Германии насовсем он не собирается, кроме того, планы еще могут измениться: ближайшая проблема журналиста и его защитников -- получение загранпаспорта. А с этим могут возникнуть сложности. Ведь сотрудники военной прокуратуры, так же как и руководители дальневосточного УИН, недовольны решением суда и намерены опротестовать его в вышестоящих инстанциях.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток