|
|
N°162, 04 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучше поздно
В Москве открылся «Музей неактуального искусства»
В архитектуроведении есть понятие «фоновая застройка».Так называют небольшие «серенькие» дома, мимо которых проходишь, не обращая на них внимания. Имена их авторов неизвестны, а если и известны, то никому ничего не говорят. Вместе с тем именно из таких домов и состоит любой город. И только благодаря им выпячиваются шедевры.
В искусстве то же самое. Есть мастера первой величины, модные, востребованные, передовые, мейнстримные, а есть все остальные -- неактуальные. Вроде тех современников Малевича, которые рисовали мирискуснические пейзажи. Или художников 30-х годов, которые, вместо того чтобы правдиво изображать доярок и вождей, интересовались светотенью, мазком, лессировками и вели формальные поиски. Такие работы не увидишь в музеях -- ни в экспозиции, ни даже в запасниках. Они хранятся почти исключительно в семейных архивах или частных собраниях. Почему их собирают, тема особая: может быть, потому, что эти вещи сравнительно с шедеврами недорогие, но иногда очень даже хорошие. Или потому, что такое искусство гораздо более человечное, домашнее, чем мейнстрим. Кроме того, есть какой-то особый кайф в собирании подобных вещей -- чувствуешь себя первооткрывателем и архивариусом.
Коллекционеры такого искусства появились еще в советские годы, а в последнее время с неактуальным искусством начали работать московские галереи «Ковчег» и «Элизиум». Они-то и стали устроителями первой большой групповой выставки неактуальных художников, которая как бы подытоживает многолетние усилия галеристов. Она открылась в Московском центре искусств на Неглинной и называется вполне символично -- «Музей неактуального искусства» (это первая часть проекта, посвященная 1910--1940 годам).
Здесь вместо, скажем, Александра Бенуа -- Ольга Бари-Айзенман, которая с начала века и вплоть до своей смерти в 1954 году работала в мирискуснической манере. Вместо Владимира Фаворского -- его жена Мария Фаворская (Дервиз). Вместо Шагала или Сутина -- никому не известный, стихийный «парижанин» (в том смысле, что работал в манере «парижской школы», так ни разу не побывав во Франции) Александр Глускин. А еще Николай Терпсихоров, Валида Делакроа (одни фамилии чего стоят), сестры Погоняловы (может быть, самые известные на выставке, но лишь потому, что еще в 1996 году их персоналку устроила как раз галерея «Ковчег»). Всего -- около полусотни неактуальных художников. Названия работ такие: «Дама в шляпе», «Пейзаж», «Чтение у окна», «Мальчик в джемпере», «Зоопарк», «Митрополичьи палаты». Неактуальные в советское время темы.
При этом сам проект «Музея» вполне актуальный, продвинутый, модный и даже злободневный. Он отсылает к спорам последнего времени о музее современного искусства и о новой концепции истории отечественного искусства XX века. Ни того ни другого у нас по большому счету нет. Есть лишь отдельные попытки музеефикации и архивации.
Есть Третьяковка с ее новой экспозицией отечественного искусства XX века (на Крымском валу), но там простое деление на авангард, соцреализм и постсоцреализм (плюс немного нонконформистов). Есть Андрей Ерофеев, собравший в музее «Царицыно» коллекцию нонконформистов и актуальных художников. Есть Марат Гельман, который в эти дни в Петербурге, в Мраморном дворце показывает свою коллекцию собственно актуального искусства. Наконец, есть Зураб Церетели, открывший первый и единственный в Москве Музей современного искусства. Но ни в одном из этих собраний героев неактуального искусства, показанных в МЦИ, нет.
В такой ситуации актуальность «Музея неактуального искусства» особенно очевидна. С одной стороны, эти художники не создавали стилей, направлений и художественных группировок, поэтому им не место в музейной экспозиции и на страницах учебников по истории искусства. С другой -- без них история отечественного искусства оказывается неполной, и поэтому они уместны и в музее, и в учебниках. Во всяком случае пока другие спорят.
Часть «Музея» показана на только что открывшемся уже девятом по счету Антикварном салоне, устроенном компанией «Экспо-парк». Кроме того, на салоне есть еще несколько некоммерческих проектов: «Архитектурный пейзаж в итальянской гравюре», «Отблеск Серебряного века», «Россия -- взгляд из Германии», «Мотив из прошлого. Московская школа живописи, 1930--1950-е» (это как раз соцреалистический мейнстрим, в частности здесь показаны эскизы мозаик для станции метро «Киевская»). Что касается главной, то есть собственно коммерческой экспозиции салона, то тут как всегда антикварная мебель, картины старых мастеров, чуть-чуть Кандинского и Пиросмани, а также произведения западных и русских неактуальных художников разных времен. Можно купить.
Николай МОЛОК