Время новостей
     N°11, 23 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2003
В ракурсе Дома фотографии
Раздали «Серебряные камеры - 2002»
Видимо, в вихрях сумасшедшего энтузиазма и художественной неразберихи, сопровождающих все мегапроекты Московского Дома фотографии, произошла чудовищная ошибка -- и первые оказались последними. Видимо, обозначенный в конце долгого лауреатского списка «специальный приз Альфа-Банка» является чем-то вроде Гран-при во всех трех номинациях. По-другому невозможно объяснить факт присуждения этого приза безусловному и единственному фавориту -- Сергею Браткову. «Моя Москва» Браткова, как роза среди лилий, как бриллиант среди кораллов, выделялась на общем ровном, но совсем не ярком фоне огромной, в три этажа Дома фотографии, «выставки по результатам конкурса». Остается надеяться, что премия Альфа-банка с необозначенными размерами окажется больше и лучше первых призов в отдельных номинациях и позволит издать проект Браткова в принятом цивилизованным миром для таких случаев книжном формате.

Остальные премии -- Гран-при в трех номинациях («Серебряная камера» и 5 тысяч долларов), вторые премии с призом от Kodak и третьи с призом от компании «Сити-ХХI век» -- разошлись совершенно причудливым образом, неожиданно явившим борьбу старого и нового во всем ее бессмысленном безобразии.

В номинации «События и повседневная жизнь» каким-то образом жюри исхитрилось наградить Гран-при вместо упомянутого Браткова Людмилу Зинченко. Ничем, кроме отличной печати, ее трогательно старомодные фотографии не отличаются. А со старомодностью на конкурсе как раз и случился перебор. Все эти унылые песни о Москве с дымами и туманами, пикториальными по форме, сами помните, какими по содержанию, исхитрились не только пройти первый отбор и попасть на выставку, но и отхватили большую часть вторых и третьих премий. Видно, ностальгия по советскому однообразию жюри замучила, а может, решили судьи, что при отсутствии ярких снимков ярких событий (сделать их наши фотографы который год не в состоянии) повседневная жизнь -- это сплошное занудство, подворотни и дым. Приснопамятное лето в городе.

В номинацию «Архитектура» проникли те же тенденции; к счастью, только на второе место («Москва пикториальная» Анатолия Ерина). Вперед вырвался хайтек, и Гран-при получил прошлогодний лауреат (в другой, правда, номинации) Владимир Мишуков. Его работы, равно как и фотографии Михаила Розанова (приз Института социального развития, Люксембург), Георгия Первова (специальный приз Московского Дома фотографии) и многих других, демонстрируют общее повышение уровня архитектурной съемки больше, чем развитие собственного стиля молодых фотографов. Об оригинальности речь не идет, но, кажется, в хайтековском чемпионате лидер все-таки Розанов. Он работает и ярче, и чище. Третья премия -- у выделяющейся даже на общем высоком фоне «архитектурной» части конкурса наблюдательностью и нероссийской последовательностью в разработке тончайших цветовых эффектов «Стройки» Семена Файбисовича.

В номинации «Лица» Гран-при получил Владимир Сумовский. За фотографии старейших наших фотографов, которые еще войну снимали и то, что до нее было и что за ней последовало. В России жить долго надо из разных соображений, в том числе и для того, чтобы лицо стало разительно выделяться на фоне однообразных физиономий тусовки и безымянных народных героев. И не то плохо, что узок круг типов, а то, что сняты они разными фотографами с единым чувством полного безразличия -- художественного и общечеловеческого -- в соединении с принятой в отечестве профессиональной неряшливостью.

Специальные призы Московского Дома фотографии, призванные сгладить странности лауреатского списка, раздали «всем сестрам» -- и звездам (Игорь Мухин, Владимир Веленгурин), и молодежи (Викентий Нилин, Наталья Павловская, Георгий Первов). Странные результаты конкурса -- следствие слишком уж большого и разнообразного по занятиям и пристрастиям жюри. Фотографы, редакторы и спонсоры, кажется, выбирали «каждый для себя». И лучшее досталось Альфа-банку. На то он и стратегический спонсор Дома фотографии.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ