|
|
N°11, 23 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Книга судеб
Обозреватель газеты «Время новостей» может оказаться «предателем родины» Туркменбаши
Со вчерашнего дня генпрокуратура Туркмении становится еще и издательством. По сообщения информационных агентств из Ашхабада, «Великий Туркменбаши» повелел этому ведомству издать книгу «Предатели Родины», в которую по его решению «должны быть собраны все материалы следствия, показания подследственных и решения суда» по делу о так называемом покушении на Ниязова 25 ноября прошлого года. Книга, по всей видимости, будет толстой, - уже к сегодняшнему дню, как сообщил туркменский вождь, «закончено судопроизводство по 46 арестованным участникам покушения».
Последнее «судопроизводство» было завершено буквально на днях, 21 января. К 25 годам заключения приговорены бывший министр иностранных дел Туркмении Батыр Бердыев, бывший глава Дашогузской области Язгельды Гундогдыев и бывший заместитель шефа нацбезопасности Оразмухамед Бердыев. Родной брат главного «заговорщика», экс-вице-премьера Бориса Шихмурадова, Константин получил 17 лет заключения, а давний друг Шихмурадова Рустам Джумаев - 18 лет. Осуждены как «косвенные заговорщики», на 8 и 6 лет соответственно, бывшие руководители пограничной службы Туркмении и комитета нацбезопасности генералы Акмурат Кабулов и Сапармурат Сеидов.
Как это принято в современной Туркмении, суд был скорым, но «справедливым» и продолжался чуть больше одного дня. Представителей миссии ОБСЕ, посольств США и Великобритании в Ашхабаде в зал клуба туркменского МВД, временно переоборудованного под суд, не допустили. Видимо, по гуманными соображениями - дабы не травмировать происходящим рафинированных западных дипломатов. Как, к примеру, свидетельствуют очевидцы «судопроизводства», все попытки родственников и адвокатов изможденных осужденных передать им в железную клетку несколько бутербродов были жестко пресечены. Экс-глава туркменского МИД Батыр Бердыев просил, однако, не переживать. «Мы здесь и не такое переносили», - успел он бросить в зал сочувствующим.
Константин Шихмурадов заявил в суде, что его единственная вина состоит в том, что он является братом «главного заговорщика». На предложение отречься от него в обмен на обещание «скостить срок», Константин ответил отказом: «Я горжусь тем, что ношу фамилию Шихмурадов». Обращаясь к судьям, он успел выразить им свое сочувствие: «Вы думаете, что творите правосудие, штампуя под диктовку приговоры, но я желаю вам долгих лет жизни, чтобы успеть увидеть перемены в нашей стране». Всегда чуравшийся политики и работавший автомехаником, 52-летний Константин Шихмурадов, слегка заикавшийся в обыденной жизни, свое последнее слово произносил без запинки...
Нынешний министр иностранных дел Туркмении Рашид Мередов не смог присутствовать на суде над своим предшественником Батыром Бердыевым. В эти дни он находится в Вене, в штаб-квартире ОБСЕ. Туркменбаши послал его туда, снабдив видеозаписью «признательных показаний заговорщиков» и роскошно переплетенными фолиантами, куда вклеены фото «предателей родины», цветные карты с маршрутами нелегального проникновения в Туркмению Бориса Шихмурадова, «планы покушения» на «пожизненного вождя».
Задача ниязовского эмиссара проста: продемонстрировать «доказательства преступных замыслов» и отвратить ОБСЕ от принятого ею решения послать в Туркмению миссию экспертов для изучения следственных действий, поскольку туркменское следствие подозревается в тотальном нарушении процессуальных норм и прав человека. Как сообщили газете «Время новостей» из Вены информированные дипломатические источники, добытые под пытками ниязовских чекистов «киноаргументы» в штаб-квартире ОБСЕ эффекта не произвели. Г-ну Мередову дали понять, что если миссия экспертов не будет допущена в его страну, то у ОБСЕ окажется еще больше оснований считать, что туркменское руководство сфальсифицировало обвинения против своих противников.
Тем временем проживающая в Москве родная сестра Бориса Шихмурадова Лариса вчера уже в третий раз за последние дни обратилась к послу Туркмении в России Халназару Агаханову с просьбой оказать содействие в получении текста обвинительного приговора, вынесенного ее брату. Неделю назад, в беседе корреспондентом «Времени новостей» г-н Агаханов хоть и отрицал факт обращения к нему родственников Шихмурадова, но обещал «рассмотреть этот вопрос», если такая просьба поступит.
Что же касается будущей туркменской книги «Предатели Родины», то не лишенный тщеславия автор этих строк надеется, что в ней не будет по «прокурорской рассеянности» пропущено уже публично прозвучавшее в «признательных показаниях» Шихмурадова упоминание его имени как «соучастника покушения». Даже если, как уверяют в Ашхабаде, против него «уголовное дело не возбуждалось». Что само по себе кажется нелогичным - из этого следует, что «покаяниям главного заговорщика» верить нельзя...
Аркадий Дубнов