|
|
N°11, 23 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
RSM пришел в Россию
Мировая аудиторская сеть RSM International на этой неделе примет в свои полноправные члены российскую компанию «Топ-аудит», заявил вчера глава RSM Сабри Хикаль. Таким образом, «Топ-аудит» сможет заверять свои отчеты международной печатью и единолично представлять RSM в России. По словам г-на Хикаля, компания хочет создать альтернативу «большой четверке», практически монополизировавшей российский рынок аудита по международным стандартам. Недавно об аналогичных намерениях заявил альянс «БДО Юникон Руф».
Помимо «дочек» «большой четверки» и «БДО Юникон Руф» правом «международной подписи» в России обладают компания «Финансовые бухгалтерские консультанты» (ФБК, входит в сеть PKF) и ряд менее крупных фирм. Но если раньше членство в мировой сети было скорее декларативным признанием бизнеса отечественной компании, то теперь в России складывается тандем фирм, которые наряду с использованием международного бренда ставят своей задачей конкурировать с «четверкой». «Мы будем предоставлять аналогичные услуги по более низким ценам», -- заявила вчера гендиректор «Топ-аудита» Елена Лоссь.
По словам г-жи Лоссь, для того, чтобы стать полноправным членом RSM (по объему годовой выручки эта фирма занимает седьмое место в рейтинге аудиторского вестника International Accounting Bulletin), «Топ-аудит» «три года участвовал в программе соблюдения качества международных стандартов и подвергался проверкам RSM». Компания обещает, что в этом году ее выручка вырастет в 1,5--2 раза, но разглашать показатель 2002 года отказывается до появления первых рейтингов (полугодовая же выручка фирмы составила 145,5 млн рублей).
Руководство RSM надеется, что параллельно с готовящимся переходом российских компаний на международные стандарты отчетности на рынке появится «альтернатива» фирмам «четверки», поскольку сейчас, по выражению партнера «Топ-аудита» Руслана Ибрагимова, «кроме них аудит по международным стандартам не проводит абсолютно никто». Впрочем, предложение по аудированию международной отчетности на рынке все же есть (такие проекты существуют и у «БДО Юникон Руф», и у ФБК), но пока никому из российских компаний действительно не удалось приблизиться к результатам Pricewaterhouse Coopers (годовая выручка единственного члена «большой четверки» в России, раскрывающего эту информацию, превышает 2,5 млрд рублей). Тем не менее, по словам Ибрагимова, на первом этапе «хорошо уже то, что есть выбор»: например, в прошлом году «Газпром» впервые провел тендер по выбору аудитора. Аудитором остался PWC, но в «Газпроме» говорят, что конкурс снизил стоимость услуг приблизительно на 700 тыс. долларов.
Георгий ШТОЛЬЦ