Время новостей
     N°11, 23 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2003
Откуда у парня испанская грусть
В США выходцы из Латинской Америки потеснили негров
Негры, они же афроамериканцы, более не являются крупнейшим нацменьшинством США. Их опередили выходцы из Латинской Америки. Как сообщило бюро переписи населения, 37 млн американцев (13% из 285-миллионного населения страны) принадлежат к испаноговорящим. Негров в США почти на миллион меньше. Еще 200 млн -- это белые американцы.

Рывок латиноамериканцев объясняется не только более высокой рождаемостью (4,7%). Чернокожее население Америки появилось несколько веков назад в результате работорговли. Сегодня рабочая сила добровольно и беспрерывно прибывает из Латинской Америки. Если бы «Унесенные ветром» писались в наши дни, вместо большой и черной няни из Африки мы бы полюбили маленькую и смуглую гватемалку.

Основной поток нелегальных иммигрантов проникает в США через границу с Мексикой. И растворяется в облюбованных мексиканцами южных штатах. В двух из них -- Калифорнии и Нью-Мексико -- их уже больше, чем белых американцев. Кубинцы прибывают в США морем. Или официально (в периоды осложнения отношений США с Кастро), или на примитивных плотах, когда страны достигают иммиграционного перемирия. По сравнению с другими «латиносами» кубинцы пользуются в США кардинальным преимуществом: стоит им ступить на американский берег, как вопрос с документами на жительство решается автоматически. Вотчина кубинской эмиграции -- Флорида. Пуэрториканцы и доминиканцы предпочитают Нью-Йорк.

Данные бюро переписи лишь подтверждают растущее влияние крупнейшего меньшинства. Достаточно вспомнить президентские выборы 2000 года: бесконечный пересчет голосов во Флориде принес победу президенту Бушу. В ходе недавних ноябрьских выборов в конгресс реклама на испанском языке обошлась в 5 млн долларов. Президент Буш лично патронирует программу образования латиноамериканских американцев: «Пусть каждый получит шанс на образование и реализацию своей мечты в этой стране».

Между тем испаноязычная пресса США уже ставит трудные политические вопросы. Почему среди членов конгресса выходцев из Латинской Америки меньше (22 человека), чем негров (38 человек)? Почему в сводках новостей им уделяется всего 0,62% внимания и в основном в связи с нелегальной эмиграцией? Почему 60% детей с испанскими фамилиями бросают школу? И почему при обнаружении наркотиков их шансы попасть в тюрьму в 13 раз больше, чем у белых сверстников? Любопытно, но сейчас в Майами начался процесс над 11 полицейскими, беззастенчиво поставившими себя выше любых законов. Обвинения в их адрес -- коррупция, фабрикация улик и т.д. Все они выходцы из Латинской Америки. А решающие показания против них дают два раскаявшихся полицейских с англосаксонскими фамилиями.

Испаноязычный рынок США бурно развивается. В стране более полумиллиона говорящих по-испански семей с годовым доходом свыше 100 тысяч долл. Покупательная способность испаноамериканцев достигает 450 млрд долларов в год. Рынок телерекламы на испанском языке превышает 1,5 млрд долл. в год. В прошлом году американские мексиканцы только родственникам на родину отправили 10 млрд долл. (это второй источник доходов Мексики после нефтедобычи). На самих же зеленых банкнотах одна из подписей принадлежит казначею США Росарио Марин. 30 лет назад она приехала в Калифорнию из Мексики, и ее не приняли в школу. Из-за плохого английского она не прошла тогда тесты на интеллект.

Андрей ЗЛОБИН