Время новостей
     N°10, 22 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.01.2003
Ручка вместо автомата
Путина попросили позаботиться о чеченцах, пожаловавшихся на Россию
Четыре депутата Госдумы -- Сергей Ковалев, Виктор Похмелкин, Юлий Рыбаков и Сергей Юшенков -- написали вчера президенту письмо, в котором просят Владимира Путина лично гарантировать безопасность шестерых чеченцев, жалобы которых Европейский суд по правам человека на прошлой неделе принял к рассмотрению по существу. Российские правозащитники сообщают, что в Страсбург поступило в общей сложности около 150 жалоб от жителей Чечни, и им уже известны факты давления на заявителей. Некоторые из них даже пропали без вести или погибли.

Шестерым чеченцам в Страсбурге помогают юрист правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев вместе с профессором права из университета Северного Лондона Уильямом Боурингом. Этих людей, вероятно, и имел в виду на днях специальный представитель президента по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов, когда говорил о пособниках экстремистов из числа активистов неправительственных организаций. По мнению г-на Султыгова, решение Страсбургского суда о допустимости жалоб выдает политическую ангажированность судей и принято специально к очередной сессии Европарламента. Однако г-н Коротеев сообщил вчера, что никаких политических решений Страсбургский суд не принимает, а подгадать решение к сессии ПАСЕ едва ли было возможно -- жалобы были поданы в суд еще весной 2000 года.

Именно тогда им были присвоены регистрационные номера, после чего довольно быстро прошла стадия коммуникации -- когда суд общался по поводу заявлений с российским представителем и российскими официальными властями. По словам г-на Коротеева, эта фаза заняла около полугода. Ответить же на вопрос, почему решение о приемлемости было принято именно сейчас, юрист не может: по его словам, у Страсбургского суда нет никаких обязательных сроков.

Но самый главный вопрос, который может повлиять на окончательное решение судей, -- исчерпаны ли истцами средства судебной защиты внутри страны. Обычно именно это определяет, принимается Европейский суд за жалобу или отвергает ее. В данном случае судьи заявили, что взаимоотношения жалобщиков с российским правосудием -- неотъемлемая часть существа дела: возражения российской стороны учтены. Судя по всему, позиция истцов в этом случае небезупречна. Жалобы попали в Страсбург всего через полгода после самих правонарушений, о которых идет речь. Сам г-н Коротеев признает, что у заявителей на момент обращения были возможности искать защиты у российской юстиции, но «они сочли, что это будет неэффективно».

При любом исходе процесса число жалоб чеченцев в Страсбург, сократившееся, пока дела лежали без движения, снова может возрасти -- по данным правозащитников, положение с правами мирных граждан в республике сейчас немногим лучше, чем в начале войны. Но председатель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов считает, что факты обращений чеченцев в Европейский суд не наносят России никакого вреда: «Наоборот, хорошо, что человек берет в руки ручку, а не автомат».

Иван СУХОВ