|
|
N°162, 04 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Убойная сила
МВД готовится к структурной революции
Российская милиция готовится стать суперсиловым ведомством. По сведениям, оказавшимся в распоряжении газеты "Время новостей", министр внутренних дел Владимир Рушайло разработал и уже почти согласовал с руководством страны новую концепцию устройства МВД, которая может сделать его своеобразным рекордсменом-тяжеловесом, причем не только в правоохранительном, но и политическом плане. Как нам стало известно, в последние недели руководство МВД завершило серию консультаций с администрацией президента и правительством о планах серьезной структурной реформы ведомства. За два месяца переговоров стороны смогли прийти к компромиссу и даже подготовили проектный пакет документов -- как по самой переделке МВД, так и по подготовке соответствующих указов президента. Вопрос об их утверждении или отклонении, как предполагается, будет рассматриваться после ноябрьских праздников. По данным наших источников, принципиальных возражений инициативы г-на Рушайло в Кремле не вызывают, и вероятность того, что они будут воплощены в жизнь, весьма велика. Если это произойдет, реальная угроза серьезных изменений нависнет и над всеми другими силовиками.
Хотя речь в проекте идет о реформе только милицейского ведомства, эта инициатива -- по сути, многократно увеличивающая мощь и полномочия МВД -- неизбежно приведет к нарушению сложившегося между разными ведомствами баланса сил в правоохранительной и отчасти политической системе.
Со стороны уготованные МВД меры выглядят весьма скромно. Согласно проекту реформы предполагается расширить и усилить Главк по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), организовав на его базе новую структуру с предполагаемым названием -- Федеральный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией при МВД РФ. На взгляд непосвященного в милицейские дела человека, принципиальных сдвигов это вызвать не должно -- комитет останется в структуре МВД и будет напрямую подчиняться одному из заместителей министра. Однако наблюдатели в самом МВД, где, кстати, о реформе говорят почти как о свершившемся факте, появление новой службы считают революционным событием.
Во-первых, создание комитета вызовет кардинальное перераспределение функций между разными управлениями министерства. По имеющимся сведениям, в ведение новой службы будут переданы почти все аспекты борьбы с оргпреступностью и коррупцией, поделенные до сих пор между разными специализированными подразделениями. Так, расследование преступлений в кредитно-финансовой сфере, в ТЭК, приватизации, злоупотребления крупных чиновников в основном входило в компетенцию ГУБЭПа (Управление по экономическим преступлениям), заказными убийствами в первую очередь обязан был заниматься уголовный розыск (ГУУР) и т.д. Сами же борцы с оргпреступностью в такой системе являлись «равными среди равных», имея собственную «делянку» -- борьба с хищениями оружия и его торговлей, терроризм, захват заложников, вымогательства, контроль над преступными авторитетами. При этом все службы сохраняли четкую внутреннюю корпоративность, и каждая была достаточно независима в выборе приоритетов, отчасти даже конкурируя с другими. Создаваемый комитет, по сути, подомнет под себя все наиболее важные и значимые направления работы, забрав их из других служб МВД, -- следуя той простой логике, что в любом мало-мальски крупном преступлении по определению всегда присутствуют проявления организованной преступности. Иначе говоря, хорошо это или плохо -- пока судить сложно, но одно подразделение (соответственно одна руководящая группа) сконцентрирует у себя весь актив ударных уголовных дел и разработок всей системы МВД.
Впрочем, главное достоинство комитета как новой силовой единицы будет заключаться в другой особенности задуманной реформы, на которую, вполне возможно, будет наложен гриф секретности, поскольку она касается законспирированных служб МВД. Речь идет о службах с ничего не говорящими непосвященным людям названиями -- ОПУ (оперативно-поисковое управление), УОТМ (управление оперативно-технических мероприятий), УОТР (управление оперативно-технической разведки) и т.д., -- без которых не может сейчас обойтись ни одно более-менее серьезное расследование. Эти подразделения обеспечивают сыщиков из тех же ГУБОПа, ГУБЭПа, ГУУРа, ведущих уголовные дела, негласными методами получения информации, такими как наружное наблюдение, скрытая видеосъемка, перехват телефонных и устных переговоров, и прочими подобными услугами. Эти службы планируется также ввести в состав нового комитета.
Принципиальная важность этого момента заключается в том, что до сих пор такие подразделения обслуживали все специализированные главки МВД на равных условиях. Если же они окажутся в подчинении комитета, то борцы с оргпреступностью по сути возьмут под контроль деятельность всех оперативных служб министерства, формально не имеющих отношения к комитету. Ведь если тем же специалистам по экономической преступности, не ушедшим в новую службу, понадобится за кем-то последить или кого-то послушать (а работа современного сыщика высокого уровня без этого почти невозможна), им придется писать запросы в тот же комитет, от которого впредь и будет зависеть судьба всех «посторонних» расследований. Кроме того, солидности комитету неизбежно добавят и передаваемые ему в подчинение два других ранее самостоятельных управления министерства -- ресурсного обеспечения, снабжающего оперативников всей необходимой техникой -- от машин до компьютеров, а также управления «Р» -- по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (компьютерные сети, радиоэфир, сотовая связь и т.д.).
Довершит же поистине «суперменский» имидж комитета, если он будет создан, полностью вертикальная структура его региональных подразделений, повторяющих центральный аппарат комитета, описанный выше. Иначе говоря, вся ударная мощь криминальной составляющей милиции в регионах окажется выведенной из-под влияния местных властей и получит полный карт-бланш на разработку любых дел и чиновников любого ранга. Согласно проекту реформы, свои небольшие подкомитеты гарантированно должны быть образованы в федеральных округах, а со временем, возможно, -- и в каждом субъекте федерации. Еще более усилит милицейскую вертикаль уже окончательно решенный вопрос о создании в округах независимого от местных властей следствия -- туда войдут уже формирующиеся региональные подразделения Генпрокуратуры и Следственного комитета при МВД.
Совершенно очевидно, что при таком раскладе в плане политического влияния МВД на целую голову вырастет над всеми прочими правоохранительными ведомствами -- ФСБ, налоговой полицией и отчасти таможней. Соответственно в совершенно другом свете после реформы предстанет и сам глава МВД Владимир Рушайло, который является автором всех предполагаемых изменений и в случае успеха будет главным «дирижером» новой суперслужбы. Кстати, в МВД сотрудники к планируемым перетряскам хоть и относятся по-разному (любая реформа -- всегда масса лишних проблем), однако почти все признают, что комбинацию с реформой бывший начальник московского РУБОПа разыграл как опытный шахматист, сумевший сделать из пешки ферзя. Практически все предшествующие г-ну Рушайло министры в свое время пытались так или иначе повысить значение МВД в системе государственной власти (достаточно вспомнить Анатолия Куликова, пытавшегося придать своему ведомству тяжелую артиллерию, ударные вертолеты и штурмовики), однако все они терпели фиаско. Г-ну Рушайло же, возможно, удастся сделать, то, о чем его предшественники не могли и мечтать, причем ни разу не засветив свои наполеоновские амбиции. Ведь формально сами милиционеры с инициативами реформы не выходили, особо не интриговали и вообще внимания к себе не привлекали -- они просто выполнили... указ президента от 31 июля 2000 года с абстрактным названием «Вопросы МВД РФ», который поручал привести структуру министерства в соответствие со схемой федеральных округов.
Совершенно очевидно, что начало кардинальной реформы в МВД неизбежно всколыхнет всех других силовиков. Ведь тогда нарушится сложившийся уже баланс сил в системе, а кроме того милиционеры отхватят кусок, на который в последние месяцы стали активно претендовать и другие спецслужбы (налоговая полиция открыто пытается расширить свои полномочия и стать финансовой полицией; периодически раздаются разговоры о возможном объединении ФСБ с бывшими «дочками» КГБ -- ФАПСИ, ФПС и ФСО; Минюст пробивает возможность передачи себе части функций Генпрокуратуры; таможня в муках осваивает криминальное ремесло и пытается выбиться в полноценные силовики). Однако Владимиру Рушайло, похоже, все же удастся их всех опередить. По имеющимся сведениям, единственное препятствие для осуществления его планов сейчас -- вопрос денег. Любая реформа требует дополнительных затрат. Но, насколько известно, проблема эта не смертельная -- руководство МВД, по неофициальной информации, согласно на первых парах обойтись без очень больших финансовых вливаний, тем более что основная часть необходимого для новой структуры (техника, люди и здания) имеется. К тому же в данном случае главное не деньги, а власть.
Федор ТЮНИН