Время новостей
     N°10, 22 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.01.2003
Виртуально подсудимые
В Италии начался процесс по делу о контрабанде российского оружия в Югославию
Процесс по одному из самых «раскрученных» западными спецслужбами дел о контрабанде оружия из СНГ в Югославию в обход эмбарго ООН начался в понедельник в Турине. Как утверждали в свое время итальянские следователи, за нелегальными поставками стоял многонациональный картель -- известные во всем мире торговцы оружием Геза Мезоси и Константинос Дафермос, россияне Марк Гарбер и Леонид Лебедев, работающие на Украине бизнесмены Александр Жуков и Анатолий Федоренко, международный предприниматель Дмитрий Стрешинский и другие. Главной же фигурой во всех этих сделках, как говорили итальянские спецслужбы, был секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук, против которого итальянцы даже грозились возбудить отдельное уголовное дело. Однако этого сделано так и не было. Более того, никто из участников громкого расследования на процесс не приехал.

По версии прокуратуры Италии, схема контрабанды оружия выглядела так. Две контролируемые Дмитрием Стрешинским фирмы -- GTI и GTU -- официально закупали оружие в ряде стран СНГ. Украинские власти давали разрешение на вывоз военной техники (а отправляли ее именно из Украины), поскольку Стрешинский предъявлял документы, что груз пойдет якобы в Судан, Марокко и Нигерию. Дальше Стрешинский при помощи двух своих знакомых -- имевшего влияние на Одесский порт Александра Жукова и экс-сотрудника КГБ Анатолия Федоренко -- загружал военную технику на корабли. По пути в Африку суда сворачивали с курса и шли прямиком в Югославию. Там в сбыте оружия Стрешинскому помогали профессионалы этого дела Мезоси и Дафермос. Выручка от сделок, как подозревали в Италии, отмывалась через фирмы, якобы контролируемые Леонидом Лебедевым и Марком Гарбером.

Леонид Лебедев, ныне член Совета Федерации России, в свое время рассказывал нам свою версию этой громкой истории. По его словам, еще давно он, Марк Гарбер (сейчас вице-президент международной компании Fleming Family and Partners) и Александр Жуков организовали в России крупную многопрофильную компанию «Синтез-Корпорейшен». Ее заграничным представителем являлся как раз Дмитрий Стрешинский. В 1996 году компания распалась. Гг. Гарбер и Лебедев занялись отдельным бизнесом в России, Александр Жуков подался на Украину, где купил пакет акций Одесского НПЗ и даже стал партнером ЛУКОЙЛа. Стрешинский продолжил работать в своих фирмах GTI и GTU.

Как утверждал г-н Лебедев, в свое время Стрешинский для удобства проведения сделок «Синтез-Копорейшен» организовал за границей фирму Trade Concepts Ltd (остров Нью-Джерси). В 1992 году эта фирма без ведома гг. Гарбера и Лебедева открыла в австрийском банке Bawag специальный счет, куда поступили от GTI 845 тыс. долларов. Итальянские спецслужбы решили, что это как раз и были деньги, перечисленные за оружие.

Первым итальянцы задержали Дмитрия Стрешинского, который почти сразу заключил с местными спецслужбами договор о сотрудничестве и в результате в начале 2002 года получил 1 год и 11 месяцев условно. Взамен предприниматель дал нужные показания. Для начала он назвал своими партнерами по оружейному бизнесу Лебедева и Гарбера, которых итальянцы тут же объявили в международный розыск. Однако российские предприниматели сумели добиться через суд Турина, чтобы их сняли с розыска. Тогда же Стрешинский и заявил, что за контрабандными поставками стоял Евгений Марчук.

Гезу Мезоси и Констатиноса Дафермоса задержали в Бельгии и Турции, но после подписания договоров о сотрудничестве со спецслужбами их тоже отпустили. Меньше всех в этой истории повезло главе фирмы «Синтез-Ойл» и одесского Морского транспортного банка Александру Жукову. Он во время скандала находился в Италии, где его и арестовали. Вышел на свободу г-н Жуков только в прошлом году.

В понедельник в Турине началось рассмотрение скандального дела, на которое никто из фигурантов не явился. Адвокаты подали ряд ходатайств, это сделали и представители прокуратуры. Для изучения документов судья взял перерыв на неделю.

Александр ШВАРЕВ