МВД решило наконец поставить точку в криминальной эпопее «проекта XXI века» -- возведения высокоскоростной магистрали Москва--Санкт-Петербург и строительства в северной столице гигантского торгово-развлекательного комплекса. Занималось этим специально созданное РАО «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ), которое выкопало в центре Санкт-Петербурга гигантский котлован. Однако потом работы застопорились.
В прошлом году Счетная палата заявила, что РАО неправильно использовало выделенный Англией кредит в 200 млн долл., а Генпрокуратура возбудила уголовное дело. Расследовать его было поручено Следственному комитету (СК) при МВД, представители которого, как стало известно газете «Время новостей», на днях закрыл дело с формулировкой «за отсутствием события преступления» (ст. 24 УПК РФ).
РАО «ВСМ» было образовано в 1991 году, 87% его акций принадлежат Минимущества, а остальные -- администрациям Москвы и Санкт-Петербурга. Возглавил РАО Алексей Большаков. В 1996 году он занял пост первого вице-премьера правительства России, но продержался в этой должности лишь полгода. Согласно замыслу властей, РАО «ВСМ» должно было разработать и осуществить возведение высокоскоростной магистрали Москва--Санкт-Петербург. Необходимые для строительства инвестиции оценивались в 5 млрд долл., из которых около 300 млн должно было пойти на возведение вокзального комплекса и огромного торгово-развлекательного центра. Правительство РФ в свое время сумело договориться с властями Великобритании об открытии под проект кредитной линии, выступив по этому соглашению гарантом. Согласно договоренности, схема финансирования подразумевала, что РАО «ВСМ» за свой счет осуществляет строительство, составляет соответствующие акты и под них оформляет специальный сертификат. Он отправляется в департамент гарантий Великобритании, где после проверки выполненных работ дают добро на выплату денег. Непосредственно этим занимались английские подразделения банков Indosuez и SBC Warburg.
РАО подготовило необходимую проектную часть работ, а потом принялось за расселение домов в Санкт-Петербурге на месте, где предполагалось возвести вокзал и торговый комплекс. Позже здания были снесены, и там стали рыть огромный котлован. Работы проводили иностранные подрядчики -- фирмы Taylor Woodrow International Ltd. и Skanska Constructions company Ltd. РАО «ВСМ» само оплачивало строительство за счет средств, полученных от инвесторов и от продажи своих облигаций. Потом большую часть расходов возмещали англичане. В 1998 году грянул дефолт, и у РАО не оказалось оборотных средств для продолжения проекта. В результате по указанию президента Бориса Ельцина все работы были заморожены, а посреди Санкт-Петербурга остался котлован.
В прошлом году гигантской ямой заинтересовалась Счетная палата (СП) РФ, которая заявила, что кредитные деньги РАО «ВСМ» использовало не по назначению, и называла сумму в 200 млн долларов. Материалы СП отправила в Генпрокуратуру, там возбудили дело, расследовать которое поручили СК.
По словам же следователей, они выяснили, что РАО «ВСМ» получило из Англии всего 50 млн долл., а остальные 150 млн остаются в Лондоне, и департамент гарантий готов в любой момент возобновить кредитную линию. Также СК провел ряд экспертиз, которые показали, что проектные работы и рытье котлована стоили 90 млн долл. (из которых 40 млн РАО «ВСМ» вложило из своих средств), и все деньги использовались по назначению. Причем с данными экспертиз, как говорят в СК, согласился и Минфин. В результате следователи на днях закрыли дело за «отсутствием события преступления». Правда, его тут же на проверку взяла Генпрокуратура, которая еще может возобновить расследование.
Стоит отметить, что в начале этого года
государство списало все долги «ВСМ» в размере 2,7 млрд рублей, получив взамен тот самый котлован. Также сейчас Внешэкономбанк возвращает и кредит в 50 млн долл., полученный РАО из Англии. Сейчас уже погашена задолженность на 37 млн, а остальные деньги должны быть перечислены в ноябре этого года.