Время новостей
     N°10, 22 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.01.2003
Двухтактный двигатель
Союз Берлина и Парижа отягчен историческими обстоятельствами
Вся политическая элита Германии во главе с канцлером Герхардом Шредером покинула Берлин. Сегодня члены федерального правительства и депутаты бундестага заседают в Париже совместно со своими французскими коллегами. Таким необычным совместным «хуралом» на берегах Сены начато празднование 40-летия договора о дружбе между двумя странами, который чаще называют «Елисейским договором», памятуя о месте, где он был подписан. Последствием этого документа стали первые шаги к созданию германо-французского «мотора» объединенной Европы. Альянс Берлина и Парижа, помимо всего прочего, способен значительно утяжелить вес обоих государств на мировой политической сцене, где и Франция, и Германия заметно сдали позиции, уступив роль «второму после Вашингтона» Лондону.

Впрочем, берлинско-парижский «мотор» уже окрестили не только самым мощным, но еще и наиболее легкоранимым двухтактным двигателем в мире. И тому есть много веских исторических причин. Еще в 1914-м в Германии вовсю гремела популярная строевая песня: «Вперед на Париж, так не терпится острию моей сабли!» В конце концов, Франция для немцев веками была заклятым врагом -- и наоборот. Понятно, что вторая мировая война этих отношений не изменила.

Теперь, похоже, о «сиюминутном» в германо-французских отношениях оба народа предпочли забыть. А прежняя вражда объявлена не более чем глупостью отдельных неучей-диктаторов, упустивших из виду, что Германия и Франция в исторической перспективе представляют собой не более чем равнозначные осколки развалин империи Карла Великого. Нынешним правителям обеих стран представляется заманчивым собрать их воедино.

Склеивать германо-французскую «чашку» приходится, разумеется, в рамках современной парламентской демократии и общеевропейской межгосударственной дисциплины. «Цементом» для этого станет совместное заявление двух стран, которое будет обнародовано сегодня в Париже. Накануне оно было согласовано обоими министрами иностранных дел и названо «Германо-французская дружба на службе совместной ответственности в Европе». Документ будет принят в соответствии с демократическими принципами высокой политики: сначала совместным германо-французским кабинетом министров, а затем утвержден в тот же день на общем заседании двух парламентов.

В преддверии такого торжественного акта в честь 40-летия документально закрепленной дружбы многие уже поспешили сделать выводы, идущие намного дальше того, что на самом деле составило основное содержание совместного заявления. Да, действительно, оба государства выдвинули идею предоставления своим гражданам двойного германо-французского гражданства. Но только не сегодня, а в перспективе. Да и не всем подряд, а лишь тем немцам, что постоянно живут во Франции, и, соответственно, французам, живущим в Германии. Двойное гражданство получит только тот, кто этого сам захочет.

Похоже, у этого консульского акта будет скорее чисто символическое звучание -- хотя и весьма плодотворное, как выражаются дипломаты, для «духа отношений» между двумя странами. Практическая же ценность такого «двойного паспорта» скорее всего будет не слишком велика. Ведь и в том и другом случае национальная принадлежность паспорта немца или француза все равно перекрывается межгосударственным понятием «Европейский Союз».

Среди прочих важных аспектов германо-французской дружбы следует упомянуть договоренности о создании совместного добровольного Корпуса помощи развивающимся странам и об унификации ряда важных законов (например, по части семейного права, что, по мнению авторов данной идеи, должно стимулировать заключение германо-французских браков).

Предполагается, что обе страны будут вырабатывать общую линию во внешней политике -- и лишь после этого принимать решения по таким важнейшим международным проблемам, как, например, подготовка войны против Ирака. Страны намерены также проводить углубленные двусторонние консультации по вопросам оборонной промышленности. Не реже двух раз в год будут проходить совместные заседания кабинетов министров обеих стран. И вообще, 22 января отныне и во веки веков будет отмечаться «Германо-французский день».

На радостях в начале недели два комиссара Еврокомиссии, француз Паскаль Лами и немец Гюнтер Ферхойген, даже выступили с совместной «сенсационной» идеей -- объединить страны в единый «государственный союз». Что двигало еврочиновниками, не совсем понятно, поскольку даже лидеры двух стран, похоже, были не совсем готовы к комментариям. Президент Франции Жак Ширак во вчерашнем интервью газете Stuttgarter Zeitung сказал о том, что хотел бы видеть «настоящий союз между Францией и Германией», не вдаваясь в подробности его возможной политической конструкции.

В Германии еще более сдержанны. Официальный представитель внешнеполитического ведомства в Берлине, куда за разъяснениями обратился корреспондент газеты «Время новостей», подчеркнул, что «ни о каких постоянных совместных германо-французских государственных структурах речи не идет». Более того, вопрос о возможности взаимного двойного гражданства для немцев и французов может рассматриваться в качестве «одной из идей на перспективу».

Юрий ШПАКОВ, Берлин