|
|
N°10, 22 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отсель грозить мы будем
Юрий Лужков поставил в тупик крупнейшие предприятия Москвы
Московский мэр Юрий Лужков вчера обрушился на бизнесменов, скупающих московские предприятия для того, чтобы их закрыть, а на освободившемся месте выстроить жилые дома или торгово-офисные центры. Выступая на заседании столичного правительства, Лужков назвал три предприятия, которым угрожает эта печальная участь: фабрики «Красный Октябрь» и «Трехгорная мануфактура» и завод «Красный пролетарий».
«Это опасная тенденция», -- сказал Лужков и пообещал, что правительство Москвы ничего такого не допустит и что у Гута-банка, купившего, по его словам, контрольный пакет «Красного Октября», «ничего не получится». Эта речь вызвала у представителей упомянутых предприятий сильнейшее недоумение.
В апреле прошлого года Олег Дерипаска, глава холдинга «Базовый элемент», купил контрольный пакет акций «Трехгорной мануфактуры». В январе ее сотрудникам было объявлено, что некоторое время предприятие будет работать на прежнем месте, а затем переедет куда-то на окраину.
Примерно в то же время фабрика «Красный Октябрь» перешла под контроль «Госинкор-холдинга». Новые владельцы решили построить новое предприятие (цена проекта -- 100 млн долл.), а на освободившемся месте поставить гостиничные и торгово-развлекательные комплексы (цена -- 1 млрд долл.). Идея выглядит более чем логично: сейчас фабрика находится напротив храма Христа Спасителя, на территории так называемого «Золотого кольца», которое московские власти планируют сделать туристической зоной, и земля там и вправду золотая. Так, базовая ставка аренды земли в Москве составляет 180 тыс. руб. в год за гектар. Но если в какой-нибудь отдаленной части города эта ставка умножается на коэффициент 0,9--1,1, то где-нибудь поближе к центру, например в районе площади Гагарина, -- уже на 4,9. Любому производственнику, конечно, придется строить свои планы с учетом этих цифр.
Самое удивительное, что запальчивое выступление Лужкова напрямую противоречит подписанной им же программе вывода промышленности из центра города (согласно которой предприятия зачастую переезжают вообще вне зависимости от собственного желания).
«Трехгорная мануфактура» находится в списках предприятий Центрального округа, которые предполагается вывести, -- сказал газете «Время новостей» чрезвычайно удивленный высказыванием г-на Лужкова генеральный директор фабрики Дмитрий Данилин. -- Предприятие экологически сложное, именно поэтому оно будет выведено на окраину. Инициатива идет не от предприятия, а от города. Производство будет расширено и модернизировано. Людям будет предоставлена новая работа, все будут устроены по своей специальности. Сейчас мы занимаемся поиском кадров для обслуживания нового технологически сложного оборудования. Относительно того, что будет на старом месте, концепции пока нет».
«На протяжении последних пяти лет руководителей фабрики «Красный Октябрь» регулярно вызывают на заседания рабочей комиссии, проводимые по инициативе правительства Москвы, где в их адрес звучат требования вывода производственных мощностей... для строительства на освободившейся территории гостиницы, -- говорится в распространенном вчера пресс-релизе «Госинкор-холдинга». -- Это не холдинг, не Гута-банк хочет строить на месте фабрики гостиницу, это правительство Москвы пытается выжить предприятие с его территории из центра Москвы. Мы не собираемся разорять производство и на его месте строить что-то непрофильное».
А на «Красном пролетарии», мирно производящем станки с числовым программным управлением в районе Калужской площади, выступление мэра вызвало полное замешательство. Там ничего не слышали не только о смене собственника, но и не собираются никуда переезжать.
Смысл происшедшего на совещании в мэрии простому объяснению не поддается: программы перевода промышленности на окраины вроде никто не отменял, плана строительства развлекательного комплекса на Болотном острове -- тоже. Но тем не менее Юрий Лужков громко напомнил всем, что он действительно может перекроить любые планы новых собственников, пожелай они построить на месте своих фабрик и заводов «что-то непрофильное» или, наоборот, сохранить прежний адрес. Большинство предприятий землю у Москвы арендует, и Москва заставляет их играть по своим правилам. А выкупить московскую землю в собственность почти невозможно, к тому же за каждый гектар бьются между собой федералы и муниципалы. Наконец, столице просто невыгодно продавать свой самый главный ресурс -- чем тогда московские власти будут воздействовать на такие компании, как «Базовый элемент» или Гута-банк?
Анастасия НАРЫШКИНА