|
|
N°10, 22 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Действие взятки подобно эффекту нервно-паралитического газа»
Сегодня в России сложился устойчивый симбиоз коррумпированных чиновников и бизнеса. Бизнес, имеющий покровителей в структурах государственной власти, получая с их помощью конкурентные преимущества, развивается быстрее, извлекает больше прибыли и, соответственно, может еще больше подкупать чиновников и проталкивать их по служебной лестнице. Как говорится, рука руку моет. Честные чиновники не выдерживают конкуренции коррумпированных коллег так же, как честный бизнес вытесняется теми, кто дает взятки и получает незаслуженные льготы. Понятно, что при такой порочной системе не работают ни государство, ни рыночная конкуренция, следствием чего становится низкая экономическая эффективность, бесправное положение людей и застой в экономике.
Действие взятки подобно эффекту нервно-паралитического газа. Пусти ее в соответствующую структуру власти -- все, она парализована, становится слепой и беспомощной и уже не может работать на благо общества.
К сожалению, в Конституцию по известным причинам была заложена норма, согласно которой правительство полностью зависит от президента. Никакой реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на высшие должности сегодня нет. В итоге исполнительная власть у нас полностью выведена из-под какого-либо контроля со стороны представительной власти; она не отвечает за свои решения ни перед законом, ни перед обществом.
Вторая сторона ответственности -- персональная. Сегодня чиновники, подозреваемые в коррупции, привлекаются по двум статьям: халатность и злоупотребление служебным положением. Причем трактовка этих статей крайне размыта. Мера ответственности колеблется от нескольких месячных окладов до пяти лет тюрьмы, и суд может принять любое решение, исходя из этой вилки. Понятно, кто больше коррумпирован, у того больше возможностей влиять на суд. Необходимо менять уголовное законодательство и вводить норму персональной ответственности чиновников за исполнение своих функций, причем строго детализируя ее.
Если министр дает незаконную льготу, он уже совершает преступление. По действующему уголовному законодательству нужно доказать, что он совершил это умышленно. Но сделать это, как правило, невозможно. Поэтому если мы хотим, чтобы чиновники ответственно относились к своей работе, нужно, чтобы ответственность наступала по факту: скажем, незаконное предоставление льгот по налогам в сумме такой-то -- столько-то лет тюрьмы; занижение стоимости приватизированного имущества, такой-то ущерб -- столько-то лет. И не надо каждый раз доказывать, что он взял взятку. А то чиновники получают за халатность год условно, после чего избираются в Совет Федерации.
Между тем честный бизнес упирается еще и в проблему высокого уровня налогообложения. У нас очень высок налог на труд, на производство, но практически не облагается налогом природная рента. Ситуация абсурдная: там, где сверхприбыль, налогов нет, а там, где люди вкалывают, колоссальную часть своих доходов они выплачивают в виде налогов. Это очень важный фактор, в частности отпугивающий солидный иностранный бизнес. К сожалению, высокий уровень коррупции отпугивает как раз тот капитал, который можно привлекать в интересах развития страны. Мировые же преступные сообщества коррупция не пугает.
Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Государственной думы