|
|
N°9, 21 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Истории села Горюхина
Названы пять «повестей года»
Премия имени Ивана Петровича Белкина вручается ныне во второй раз. Основали ее издательство «ЭКСМО-Пресс» и журнал «Знамя» для поощрения, как легко догадаться по названию, авторов повестей. Рождение щедрого дитяти (5000 долларов -- победителю, по 500 -- четырем финалистам) было встречено невиданным подъемом литературно-теоретической мысли. Раньше, дескать, все гнались за Букером и потому сочиняли романы (то есть раздували тексты либо клеили престижный ярлык на «типичное не то») -- теперь, надеясь на покойного И. П. Б., возьмутся за ум и примутся строгать повести. Оскорбительность этих расчетов для любого писателя (кто же пишет «за морковку»? и что он в таком разе напишет?) стоит их аналитической мощи. Отличать повесть от романа умел только профессор Поспелов (да и тот менял не раз свои дефиниции), а спорить на эту тему любят студенты-филологи второго-третьего курсов (к четвертому -- проходит). Иное дело, что в индивидуальной писательской системе могут по-разному актуализироваться жанровые оппозиции. Так Тургенев решительно разводил «романы» и «повести» (хотя по объему «Рудин» не сильно превышает «Первую любовь»), но фактически не дифференцировал «повесть» и «рассказ» (делая исключение для «Записок охотника»). Так Солженицын полагает, что «Один день Ивана Денисовича» -- это рассказ (меньше и «легче» -- новелла, видимо, «Случай на станции Кочетовка»), «В круге первом» -- повесть, а роман (хоть и не нравится писателю термин) -- это нечто еще более габаритное (похоже, имелось в виду «Красное Колесо»). Наконец, писатель может быть вовсе равнодушен к жанровым ярлыкам: Горький именовал повестью не только «Мать», но, кажется, и многотомную «Жизнь Клима Самгина». Букеровские власти разобрались с каверзой, вспомнив, что на родине премии наши «роман» и «повесть» покрываются одним словом -- по сути, здесь «романом» признают все, что нельзя назвать «рассказом». Появление же специальной премии за повесть усложнило задачу. (Если уж лезть в теоретические дебри, то должно помнить, покойный Белкин сочинял ярко выраженные новеллы, а его издатель назвал «повестью» своего «Медного всадника».) Жюри, возглавляемому Леонидом Зориным (кстати, его «Юпитер» вполне мог бы претендовать на премию, не согласись автор на судейство), пришлось-таки поломать голову.
Из 28 состязающихся сочинений по крайней мере два безусловно романы -- «
Премия имени Ивана Петровича Белкина вручается ныне во второй раз. Основали ее издательство «ЭКСМО-Пресс» и журнал «Знамя» для поощрения, как легко догадаться по названию, авторов повестей. Рождение щедрого дитяти (5000 долларов -- победителю, по 500 -- четырем финалистам) было встречено невиданным подъемом литературно-теоретической мысли. Раньше, дескать, все гнались за Букером и потому сочиняли романы (то есть раздували тексты либо клеили престижный ярлык на «типичное не то») -- теперь, надеясь на покойного И. П. Б., возьмутся за ум и примутся строгать повести. Оскорбительность этих расчетов для любого писателя (кто же пишет «за морковку»? и что он в таком разе напишет?) стоит их аналитической мощи. Отличать повесть от романа умел только профессор Поспелов (да и тот менял не раз свои дефиниции), а спорить на эту тему любят студенты-филологи второго-третьего курсов (к четвертому -- проходит). Иное дело, что в индивидуальной писательской системе могут по-разному актуализироваться жанровые оппозиции. Так Тургенев решительно разводил «романы» и «повести» (хотя по объему «Рудин» не сильно превышает «Первую любовь»), но фактически не дифференцировал «повесть» и «рассказ» (делая исключение для «Записок охотника»). Так Солженицын полагает, что «Один день Ивана Денисовича» -- это рассказ (меньше и «легче» -- новелла, видимо, «Случай на станции Кочетовка»), «В круге первом» -- повесть, а роман (хоть и не нравится писателю термин) -- это нечто еще более габаритное (похоже, имелось в виду «Красное Колесо»). Наконец, писатель может быть вовсе равнодушен к жанровым ярлыкам: Горький именовал повестью не только «Мать», но, кажется, и многотомную «Жизнь Клима Самгина». Букеровские власти разобрались с каверзой, вспомнив, что на родине премии наши «роман» и «повесть» покрываются одним словом -- по сути, здесь «романом» признают все, что нельзя назвать «рассказом». Появление же специальной премии за повесть усложнило задачу. (Если уж лезть в теоретические дебри, то должно помнить, покойный Белкин сочинял ярко выраженные новеллы, а его издатель назвал «повестью» своего «Медного всадника».) Жюри, возглавляемому Леонидом Зориным (кстати, его «Юпитер» вполне мог бы претендовать на премию, не согласись автор на судейство), пришлось-таки поломать голову.
Из 28 состязающихся сочинений по крайней мере два безусловно романы -- «
Андрей НЕМЗЕР