|
|
N°9, 21 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На Патриках шедеврами попахивает
Александр Рукавишников не хочет опускаться до уровня «толпы»
Вчера в Московском Доме журналиста прошла пресс-конференция инициативной группы, созданной в защиту Патриарших прудов. Темой собрания стало обсуждение проекта реконструкции пруда и установки монументальной скульптурной группы-памятника писателю Михаилу Афанасьевичу Булгакову.
Напомним, еще в октябре 2000 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение об установке на Патриарших прудах памятника Михаилу Булгакову. Автором композиции должен стать академик Академии художеств России, автор присевшего у Ленинки Достоевского скульптор Александр Рукавишников. Академик выиграл конкурс на памятник еще в 1998 году. Наша газета уже писала о том, что проект Рукавишникова предполагает возведение трехчастного монумента по берегам пруда. Сам пруд хотели осушить, забетонировать и, разместив под ним автостоянку на 200 машин, залить заново наподобие лужи. Потом вроде бы от стоянки отказались, но памятник решили поставить. Проект запомнился изумительным по своей бесхитростности бронзовым примусом высотой 12 метров. В ночи он должен служить маяком, днем -- фонтаном. Помимо примуса на сломанной скамейке (смысл: «муки творчества» и «душевный надлом писателя в советской России») должен сидеть сам Михаил Афанасьевич. Где-то рядом над водой предполагается фигура Иешуа. Этот монумент депутат Мосгордумы местный житель Евгений Бунимович назвал «литературным диснейлендом». Но на этом беды не кончаются... Предполагается уменьшить площадь пруда, поставить новую ограду, изменить благодаря новым фонарям и аллеям привычный многим поколениям образ Патриков.
В инициативную группу в защиту Патриарших прудов входят жители района, уже неоднократно проводившие митинги, собиравшие подписи, готовые биться до победного. На пресс-конференцию инициативная группа делегировала живущих на Патриках кинорежиссера Аллу Сурикову, архитектора Никиту Шангина, а также директора Института искусствознания, председателя комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме профессора Алексея Комеча и настоятеля храма Покрова в Филях отца Бориса Михайлова. Выступавшие сделали акцент на нескольких принципиальных моментах. Первый. Законны ли действия правительства Москвы? Член инициативной группы жителей Герман Суворов познакомил нас с результатами своего изучения правовой стороны вопроса. Оказывается, в ходе подготовки проекта федеральное законодательство было нарушено несколько раз. Во-первых, по закону граждане имеют право доступа ко всем документам, касающимся реконструкции их жизненной территории. Но все планы по реконструкции любимого места москвичей от них тщательно скрывались. Толком нельзя было узнать ни о реальных масштабах вмешательства в сложившуюся городскую среду, ни о судьбе пруда (оставят его или осушат), ни о размерах примуса. Во-вторых, Патриаршие пруды имеют статус парка. По градостроительному кодексу Российской Федерации на территории парка нельзя проводить строительные работы. Ландшафту нанесут непоправимый урон. Рытье котлованов и «починка примусов» могут опасно задеть существующие на Патриках подземные источники. Наступит экологическая катастрофа.
Другой важный момент, естественно, художественный образ будущего ансамбля. Прекрасную аргументацию contra развернул Алексей Комеч. Он ясно и четко сформулировал, что примус Булгакову худший подарок. Ведь это символ высмеянной им самим людской пошлости, мелкоты и тупости. Булгаков поэтически тонко передал атмосферу уютной Москвы с зеленью парков, мягкими очертаниями прудов, симпатичными домиками. Когда место действия романа оденется в новорусский бронзово-гранитный прикид и как перстень на палец напялит на себя мигающий примус, тогда с ласковыми Патриками придется расстаться навсегда.
Единственным оппонентом от лица мэрии на конференции оказался собственнолично архитектор Александр Рукавишников. Его речь напоминала барский выговор провинившимся холопам. «Я не собираюсь, -- говорит архитектор, -- опускаться до уровня какого-то там народа. Надо народ поднимать до своего уровня. Эйфель не спрашивал окрестных жителей, строить ли ему башню. Народ темен и груб. Нельзя лезть в творчество непрофессионалам. Эта чернь сгноила великих мастеров прошлого: вспомним Малевича и Филонова. Мнение о своем творчестве я готов выслушивать лишь от десяти в мире человек. Вы к ним не относитесь. Когда мой проект обсуждали мои коллеги -- академики РАХ, они честно мне признались, что замысел попахивает шедевром».
Рукавишникову изящно парировал Комеч. В том смысле, что не чернь была причиной печальной судьбы художников, а их провокаторы-коллеги, стучавшие доносы и выступавшие как раз «от имени народа».
Итоги пресс-конференции печальны. Конечно, общественность спасает Патрики как может. Но энтузиастов мало. Механизмов влияния на самоуверенных и наглых мэрских функционеров нет. Остается лишь вставать под бульдозер, собирать подписи и проводить митинги. Следующий -- 1 февраля в 14.00.
Сергей ХАЧАТУРОВ