|
|
N°9, 21 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузинам нужен сильный жест
Российско-грузинские отношения вновь переживают «заморозки». В ответ на открытие железнодорожного сообщения между Сочи и Сухуми Тбилиси пригрозил транспортно-коммуникационной блокадой наших военных баз в Грузии. Спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ попросила спецпредставителя российского президента по грузино-абхазскому урегулированию и статс-секретаря -- первого заместителя министра иностранных дел России Валерия ЛОЩИНИНА прокомментировать российско-грузинские отношения.
-- Валерий Васильевич, какой аспект является ключевым для отношений между Грузией и Россией?
-- Антитеррористический. Продвижение по другим вопросам нередко наталкивается на проблему присутствия на территории Грузии террористов, действующих против России. Обеспечение подлинного взаимодействия в борьбе с терроризмом создаст необходимые предпосылки для укрепления доверия, сближения позиций по другим вопросам и более глубокого взаимодействия.
-- Пока список взаимных претензий только растет. Не утихают споры вокруг российских военных баз. Нас даже обвиняют в нарушении Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
-- Россия в установленный срок завершила сокращение своих обычных вооружений и военной техники (ОДВТ), размещенных на территории Грузии и подпадающих под ДОВСЕ. А Тбилиси по-прежнему отказывается от выполнения основного положения стамбульского российско-грузинского заявления от 17 ноября 1999 года, предоставляющего «российской стороне право на базовое временное развертывание своих ОДТВ с местом дислокации на объектах российских военных баз Батуми и Ахалкалаки». Мы готовы искать взаимоприемлемые развязки по договорно-правовому оформлению сроков и условиям функционирования и вывода баз из Грузии. Очередной раунд переговоров запланирован на январь-февраль. Но мы не можем допустить ситуацию, подобную выводу Западной группы войск из Германии, когда военнослужащие зимой оказались в просто бесчеловечных условиях. Для закрытия баз в Ахалкалаки и Батуми по финансовым причинам необходимо 10--11 лет. И в Грузии это знают, но говорят: «Захотите -- уложитесь и в 3,5 года». Недавнее же решение грузинского парламента о налогообложении наших баз, включая аренду земли и недвижимости, не предусмотрено никакими соглашениями и лишь осложняет обстановку.
-- Недавно вы побывали в Сухуми, но не заехали в Тбилиси, и там заговорили об антигрузинской позиции Москвы.
-- Пора отказаться от необоснованной риторики. В Тбилиси у меня запрограммирована поездка, но ее надо должным образом подготовить. Специальных приглашений не требуется: я спецпредставитель президента по грузино-абхазским делам, и мы встречаемся, когда есть необходимость в консультациях. Если же у грузинских партнеров есть интерес во встрече, они уведомляют меня. Не было случая, чтобы я не откликнулся.
-- Каковы итоги абхазской поездки?
-- Учитывая смену правительства в Абхазии, нужно было понять, в какой степени оно владеет последними деталями переговорного процесса. Полуторадневная программа была очень насыщенна: встречи с новым премьер-министром, с министром иностранных дел, министром обороны, со спецпредставителем Генсека ООН по Грузии Хейди Тальявини, с руководством наших миротворцев. На наш взгляд, позиция абхазской стороны несколько ужесточилась.
-- Что их не устраивает?
-- Целый ряд моментов, но в основном проект разграничения конституционных полномочий между Тбилиси и Сухуми по «формуле Бодена» (Дитер Боден -- бывший спецпредставитель Генсека ООН в Грузии. -- Ред.). Кстати, содержательная часть этого проекта минимум на 40% состоит из наших предложений. В его основе признание территориальной целостности Грузии, а Абхазии -- ее составной частью, статус которой должен быть определен в ходе переговорного процесса между Абхазией и Грузией. Если потребуется, при содействии России. Это-то абхазов и не устраивает. Они настаивают на независимости. Сегодня решить задачу с помощью «формулы Бодена» не представляется возможным. Без доверия между сторонами продвижение вперед невозможно. А оно базируется на общем интересе, опирающемся прежде всего на совместные экономические проекты.
-- А это возможно после скандала из-за восстановления железнодорожного сообщения между Сочи и Сухуми?
-- Грузинская сторона сочла это нарушением соглашения СНГ 1996 года, в определенной степени предполагающего изоляцию Абхазии. Но должен особо подчеркнуть, что это проект коммерческих структур, а не правительства. К тому же он осуществляется прежде всего в гуманитарных целях. Сегодня соглашение 1996 года, по мнению ряда экспертов, препятствует взаимопониманию сторон, оно оказалось бесплодным, потому что привело к режиму изоляции, по существу -- к санкциям в отношении Абхазии, крайне отрицательно влияет на повседневную жизнь абхазов, что усиливает отчуждение между ними и властями Грузии. Кстати, возобновление железнодорожного сообщения важно и для Армении, которая с советских времен получала основные поставки по этой дороге. Ведь Армения в известной степени тоже блокирована, и наши армянские коллеги ставят этот вопрос.
-- Абхазия живет на гуманитарную помощь?
-- Весьма незначительную. Гуманитарная помощь поступает в Грузию, в том числе и финансовая, но Грузия ни одного доллара, ни одного килограмма этой помощи сама не передавала и не предлагала Абхазии. Тбилиси говорит о территориальной целостности, но о части своей территории, равно как и населения, просто не беспокоится.
Я неоднократно говорил грузинам: «С вашей стороны нужен очень сильный жест, типа открытия железной дороги». Прежде всего это нужно самой Грузии, ибо перевозки в рамках Абхазии мизерны. И потом, такой шаг, несомненно, способствовал бы укреплению доверия между сторонами.
-- Тбилиси еще обвиняет нас в выдаче абхазам новых российских паспортов...
-- Паспорта, тем более в массовом порядке, мы не выдаем. Но действительно, много абхазов подали заявления на приобретение российского гражданства, и они рассматриваются в соответствии с действующим российским законодательством. С формальной точки зрения мы никому не можем отказать в приобретении гражданства. При распаде СССР существовало «нулевое решение», согласно которому бывшие советские граждане, желающие иметь российское гражданство, получали его регистрационным путем, сохраняя паспорта 1974 года. До июля 2002 года у нас действовал облегченный режим предоставления гражданства людям, проживающим на постсоветском пространстве. У подавляющего большинства абхазов нет вообще никаких документов -- старые паспорта прекращают действие, а новых они не имеют. Фактически абхазское население поражено в фундаментальных политических и гражданских правах. Кстати, за последнее десятилетие порядка 650 тысяч грузин получили либо российское гражданство, либо вид на жительство, либо зарегистрированы в России. И Тбилиси не протестует. И мы не будем возражать, если россияне захотят получить грузинское.
-- Двойное гражданство с Грузией возможно?
-- В принципе да, но для этого необходимо специальное двустороннее соглашение. Но коль скоро такового не имеется, требуется документ, подтверждающий, что люди не состоят в гражданстве другой страны. Абхазы при приобретении российского гражданства представляют заявления, подтверждающие, что они не являются гражданами Грузии. Тбилиси упрекает нас, что они не заверены грузинскими властями. Но как это сделать на практике?
-- На днях Генсек ООН призвал продлить мандат наблюдателей ООН в Грузии, но с продлением мандата нашим миротворцам Тбилиси опять тянет.
-- Наблюдатели ООН без миротворцев работать не могут, поэтому обычно Совбез продлевает их мандат, если продлен мандат миротворцев. Сложности с продлением мандата нашим миротворцам традиционны. Мы не возражаем против корректировки мандата, о которой говорит Тбилиси, но для наделения миротворцев полицейскими функциями, равно как и для расширения зоны их действия, требуется грузино-абхазская договоренность. Исходим из того, что этот вопрос будет урегулирован в ближайшее время.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ