|
|
N°9, 21 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бурейченко никто не ищет
Закрыто последнее дело в эпопее Монтажспецбанка
Одна из самых громких криминальных эпопей 90-х годов -- о масштабных аферах вокруг Монтажспецбанка и банка «Единство» -- на днях получила неожиданное завершение. Следственный комитет (СК) при МВД РФ закрыл уголовное дело в отношении председателя правления банка «Единство» Дмитрия Бурейченко и снял его с международного розыска, в котором финансист находился восемь лет. В рамках этого дела в свое время был арестован и осужден глава Монтажспецбанка (МСБ) Аркадий Ангелевич, а его отголоском стал скандал с «походом в баню» и злоупотреблениями бывшего министра юстиции Валентина Ковалева.
По данным МВД, еще в начале 90-х годов МСБ возглавили молодые предприниматели Аркадий Ангелевич и Дмитрий Бурейченко. Последний позже стал председателем правления не менее успешного банка -- «Единство». Банкиры быстро вошли в узкий круг финансовой элиты России, но в 1994 году, когда «Единство» оказался на грани краха, у них начались проблемы. Как подозревали в СК, для вывода активов терпевшего бедствие банка было применено несколько схем. К тому времени у МСБ имелось немало заемщиков, начавших возвращать долги, однако получаемые средства г-н Ангелевич, по версии следователей, записывал не на МСБ, а либо на себя лично, либо на доверенных лиц. Поэтому официально в МСБ числилось, что деньги по кредитам в банк не поступили. Дальше МСБ заключил несколько договоров цессии (переуступки долга) с «Единством» и передал ему право требования по тем самым долгам, по которым г-н Ангелевич с партнерами уже давно получил все средства лично. Взамен «Единство» отдало МСБ ряд своих вполне платежеспособных заемщиков, которые должны были выплатить порядка 7 млн долларов.
Также, по данным СК, в 1994 году с одобрения г-на Бурейченко «Единство» выдало кредит в 5,2 млн долларов крупному предпринимателю Виктору Мосному. Последний был хорошим знакомым г-на Бурейченко, а деньги просил для ряда выгодных контрактов с Национальным фондом спорта. Товар в Россию поступил, был реализован, но кредит «Единству» г-н Мосный так и не вернул.
Следователи расценили все это как мошенничество с целью вывода активов «Единства» и возбудили в 1995 году уголовное дело. Тогда же г-н Бурейченко был объявлен в международный розыск. Позже был арестован Аркадий Ангелевич, при обыске коттеджа которого и была обнаружена скандальная кассета, на которой министр юстиции Валентин Ковалев был запечатлен в бане с проститутками. Позже чиновник лишился своего поста, а против него было начато расследование. Как установил СК, г-н Ковалев создал Фонд общественной защиты гражданских прав. Фирмы перечисляли туда деньги, когда у них возникали проблемы, требующие вмешательства Минюста. В частности, тот же МСБ и г-н Ангелевич отдали фонду порядка 200 тыс. долларов. На суде было доказано, что значительную часть денег фонда г-н Ковалев просто расхитил, и экс-министр получил 9 лет условно. Почти испугом отделался и г-н Ангелевич. На состоявшемся в 2000 году процессе судья заявил, что все отношения между МСБ и «Единством» лежат в гражданско-правовой, а не уголовной сфере, поэтому никаких поводов для расследований нет. В результате г-ну Ангелевичу дали 4 года (3 из которых он тогда уже отсидел) за следующий эпизод. В начале 90-х годов предприниматель Ксенжук получил у МСБ кредит в 6 млн долларов, поручителем по которому выступил банк «Единство». Деньги вовремя выплачены не были, однако г-н Ангелевич сумел вернуть себе их дважды. Вначале он взял соответствующую сумму у поручителя -- банка «Единство», а потом еще умудрился забрать у Ксенжука в счет погашения долга недвижимость. Виктор Мосный тоже был арестован и получил 7 лет тюрьмы.
Единственным неуловимым «героем» оставался Бурейченко, дело в отношении которого все эти годы находилось в производстве СК. Однако после вступления в июле 2002 года в силу нового УПК дело пришлось прекратить, а самого предпринимателя снять с розыска. Согласно ст. 90 если суд принял решение, что в каких-либо деяниях нет состава преступления, то следствие не имеет права продолжать их расследовать. Все документы о прекращении расследования Бурейченко в конце прошлого года подписывал лично, для чего специально прилетал в Москву из-за рубежа.
Александр ШВАРЕВ