|
|
N°9, 21 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хлеб не продается
Экспорт зерна скован льдами, квотами и пошлинами
Экспорт российского зерна через южные порты фактически остановился с самого начала нового года. Причина не только во вступивших в силу с 1 января квотах Евросоюза на ввоз пшеницы из России, но и в сложной ледовой обстановке в Азово-Донском бассейне. И хотя закупочные цены из-за экспортных заторов пока не падают, однако прием зерна многие трейдеры временно прекратили. Донские элеваторы, через которые идет почти треть всех поставок российской пшеницы за рубеж, забиты зерном, а девать его пока некуда.
До недавнего времени основной поток пшеницы из донских портов шел в Западную Европу. Крупнейшие агроэкспортеры, ростовские компании «Астон» и «Юг Руси», отправившие в прошлом году за рубеж примерно по 1,2 млн тонн зерна, больше половины этих объемов продали в страны Евросоюза. После того как ЕС ввел с 1 января квоты на ввоз импортной пшеницы низкого и среднего класса, европейский рынок для донских аграриев оказался фактически закрыт. Согласно введенным квотам российские компании имеют право поставить в Западную Европу 600 тысяч тонн пшеницы. Экспортеры называют эту квоту мизерной и говорят, что ее мог бы в одиночку выбрать любой более или менее крупный российский трейдер. Однако на практике воспользоваться даже этой квотой весьма проблематично.
Коммерческий директор «Астона» Николай Герасимов рассказал корреспонденту газеты «Время новостей», что сейчас пароходы вместо положенных трех-четырех дней идут от Керчи в Ростов 20 и более дней. Так что если российские трейдеры попытаются исполнить контракты в рамках квот, зерно в Европу придет примерно с месячной задержкой, и к этому времени никто не сможет гарантировать, что квоты уже не будут выбраны. По словам г-на Герасимова, в январе-феврале продажи зерна традиционным европейским покупателем не планируются. Более того, зерновые трейдеры несут убытки по тем контрактам с европейскими компаниями, которые из-за сложной ледовой обстановки не удалось исполнить до 1 января 2003 года. Представитель «Морского агентства Юга Руси» Елена Крепская говорит, что планировать экспортные контракты сейчас крайне сложно не только из-за плохой погоды, но и из-за неудовлетворительного ледового сопровождения караванов по Азовскому морю. Простой судов по 20 дней становится нормой.
В итоге южно-российский зерновой рынок в январе чуть ли не полностью утратил ликвидность, а существующие закупочные цены стали виртуальными. И хотя на этой неделе в Ростов наконец должен пробиться первый после новогодних праздников караван судов, который возобновит вывоз излишков зерна за границу, кардинально ситуацию это не изменит. По сведениям газеты «Время новостей», ряду российских зерновых компаний европейские покупатели уже предъявили штрафы по контрактам, которые не удалось вовремя исполнить. Определенные финансовые потери российским экспортерам зерна нанес и укрепляющийся евро: контракты на поставку пшеницы в Западную Европу номинированы в долларах, в то время как импортная пошлина -- в евро. Соответственно по мере укрепления евро по отношению к доллару пошлины фактически уже несколько месяцев понемногу, но постоянно растут.
Исправить положение с экспортом донского зерна может только более благоприятная погода, а также активизация поставок продовольственной пшеницы, фуража в Африку, арабские страны. Как известно, Алжир выразил готовность закупить в нынешнем году 7 млн российского зерна. В среду в Москву должна прибыть египетская делегация, чтобы заключить контракты на поставку 1--1,5 млн тонн зерновых. Ряд российских трейдеров минувшей осенью опробовали поставки зерна по Каспийскому морю в Иран.
Однако сами зерновики говорят, что поставлять пшеницу в арабские страны или в Африку -- дело значительно более хлопотное и рискованное, чем продавать ее в Италию, Испанию или Грецию. «В африканских и арабских странах зачастую приходится сталкиваться с громоздким и весьма коррумпированным бюрократическим аппаратом», -- поделился с газетой «Время новостей» своим опытом один из крупных российских экспортеров зерна. Он считает: «Контрактам с этой категорией покупателей зачастую требуется «особое сопровождение», иначе суда с пшеницей могут застрять на рейде порта страны-покупателя, скажем, на пару недель в ожидании, допустим, результатов анализа ввозимого зерна. Сутки же простоя даже небольшого судна с тремя тысячами тонн зерна обходятся в 2--2,5 тыс. долларов. Есть сложности с конвертацией национальной валюты в доллары, из-за чего проплата контрактов задерживается на месяц-полтора. Кроме того, в арабских и африканских странах очень мало надежных, по европейским меркам, партнеров. А поставки зерна в Израиль, к примеру, сопряжены с военными рисками».
И хотя все вышеперечисленные риски, как правило, закладываются в контрактную цену российского зерна, многие российские экспортеры по-прежнему предпочли бы делать акцент на продажах пшеницы в Западную Европу. В «Астоне» надеются на то, что ЕС проявит гибкость и, столкнувшись с очередным дефицитом доморощенного зерна, вновь либерализует его импорт, в том числе из России.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону