|
|
N°8, 20 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поезд вызвал кризис
Москва и Тбилиси опять ссорятся
Между Тбилиси и Москвой очередное обострение отношений. Министерство транспорта Грузии в ответ на открытие железнодорожного сообщения Адлер--Сухуми грозит прекратить транспортное и коммуникационное обслуживание российских военных, дислоцированных в стране. Для этого не хватает только соответствующей санкции совета национальной безопасности Грузии. Его заседание планировалось на минувшую субботу, но было отложено.
Возможно, Тбилиси потерпит с «адекватными» мерами до визита в Москву спикера парламента Нино Бурджанадзе, начинающегося сегодня. А то и до встречи президентов Грузии и России на неформальном саммите СНГ в Карпатах в конце января.
Накануне министр транспорта Грузии Мераб Адеишвили в течение нескольких дней пытался выяснить в Москве, кто же санкционировал практическое снятие блокады Абхазии, которая по решению СНГ осуществлялась с 1996 года.
После вооруженного конфликта между Тбилиси и Сухуми в 1992--1993 годах движение по абхазскому участку железной дороги Грузии было прервано. Это примерно 300 км -- от границы Абхазии с Россией по реке Псоу до административной границы с Западной Грузией по реке Ингури. Во время войны пострадало полотно, были взорваны мосты. Но главное не в этом. Возобновлению сообщения препятствовали политические соображения.
С подачи Грузии страны СНГ семь лет назад приняли решение блокировать сепаратистский режим Абхазии, чтобы экономическими санкциями подтолкнуть Сухуми к переговорам. Грузия, понимая, что в железнодорожном сообщении через Абхазию заинтересованы Россия и Армения, поставила условие: поезда могут быть пущены только после возвращения в Абхазию грузинских беженцев.
До 25 декабря прошлого года железнодорожная блокада осуществлялась исправно. Железная дорога от России до Абхазии «включалась» только два раза в год, во время ротации миротворцев. И вот некая частная транспортная компания в Сочи, арендовав, по данным грузинской стороны, четыре вагона в Туапсе, открывает маршрут Адлер--Сухуми. После двух пробных рейсов с 15 января электричка курсирует каждый день. Стоимость билета -- 10 рублей. Это тоже вызывает подозрения в Тбилиси, где считают, что такая дешевизна не может быть на руку коммерсантам, значит, за ними стоят какие-то влиятельные структуры, которые мстят грузинам за стремление в НАТО и прочее.
Поезд идет пять часов. В советское время расстояние покрывалось за три, но состояние полотна в Абхазии не позволяет на некоторых участках развивать скорость. Из Абхазии частники в основном загружают мандарины, чтобы на выручку закупить продукты -- зарплаты и пенсии в непризнанной республике мизерные. В Абхазии почти все -- граждане России, так что погранконтроль и таможенный досмотр упрощены. Возможно, скоро к поезду Сочи--Москва прибавят четыре вагона из Сухуми, и это будет еще одним вызовом грузинской стороне.
Помощник президента Абхазии Астамур Тания объяснил газете «Время новостей», что нельзя говорить о нарушении решения СНГ от 1996 года, так как движение возобновлено на уровне коммерческих структур. Аналогичной позиции придерживаются в МПС России. В МИД России считают «неоправданным» увязывание вопроса электрички Адлер--Сухуми с санкциями против российских военных. «Вопросы лежат в разных плоскостях», -- заявил представитель МИД России Александр Яковенко.
На днях начинаются переговоры по срокам вывода военных баз из Грузии. Можно предположить, что Тбилиси станет на них еще более неуступчивым.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси