Дипломатического конфликта между Ираком и Россией больше нет: в конце прошлой недели Багдад констатировал, что намерен все спорные вопросы в нефтяной отрасли решить мирным путем.
Российская делегация, которая провела в Ираке три дня, сумела договориться о том, что
главный конфликт -- относительно разрыва отношений с ЛУКОЙЛом по разработке месторождения-гиганта «Западная Курна - 2» -- будет подробно обсужден ориентировочно в феврале на заседании специального координационного комитета по проекту (он не собирался уже четыре года). Это означает, что у Багдада остались претензии к крупнейшей российской компании, но он все-таки собирается их снять на переговорах. Судя по всему, главным образом речь будет идти об инвестициях (и их объеме), которые ЛУКОЙЛу необходимо будет вложить в иракскую промышленность.
О том, что между двумя странами началось «потепление» отношений, стало понятно в начале прошлой недели, когда появились сообщения о намерении Москвы поехать в Ирак. Официальным поводом стало подписание министерством нефти Ирака соглашения со «Стройтрансгазом» о разработке месторождений Блока №4 в Западной пустыне (близ Иордании) и
парафировании соглашения с «Татнефтью» относительно месторождений Блока №9. Но на самом деле первый замминистра энергетики РФ Иван Матлашов ехал решать вопросы дальнейшего сотрудничества двух стран, ведь после конфликта с ЛУКОЙЛом звучали предостережения, что Россию снова могут «развести и кинуть».
Дипломатические способности делегации просто блистали. Помимо того что удалось сгладить конфликт с ЛУКОЙЛом (и подписать подготовленные соглашения), начались довольно серьезные переговоры между правительством Ирака и «Зарубежнефтью» о разработке месторождения «Бен Умар». На это месторождение претендовала французская TotalFinaElf, которая даже объявляла о намерении инвестировать в разработку 3,4 млрд долл. Однако в связи с тем, что переговоры еще не вошли в завершающую стадию, нельзя исключать, что Ирак не найдет компромиссный вариант между российскими и французскими нефтяниками. Кроме этого, компания «Союзнефтегаз» намерена в скором будущем подписать контракт на разработку месторождения "Рафидайн" на юге Ирака.
Столь стремительная активность Багдада в нефтяной сфере может свидетельствовать о том, что режим Саддама Хусейна собирается убить сразу двух зайцев. Во-первых, показать свою благодарность России. А во-вторых, предложить миру свой вариант решения так называемой иракской проблемы. Избежать военной операции Хусейн, очевидно, может, просто увеличив поставки «большой нефти» (прежде всего в США). Это, очевидно, приведет к снижению цен на сырье, чего и добивается Америка. Россию, очевидно, такой сценарий устраивает. Однако согласится ли с ним Джордж Буш, предсказать сложно, учитывая, что пиар-кампания военного вмешательства уже в полном разгаре.