|
|
N°8, 20 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога на «остров Крым»
Россия и Украина хотят построить подземный переход
В феврале Россия и Украина должны подписать специальное межправительственное соглашение о начале реализации уникального для обеих стран проекта строительства под дном Керченского пролива железнодорожного перехода. Об этом журналисты узнали в Краснодаре в минувшую пятницу во время встречи представителей Автономной Республики Крым с вице-губернатором Кубани Александром Ремезковым и председателем законодательного собрания Краснодарского края Владимиром Бекетовым.
Заместитель председателя совмина Крыма Геннадий Бабенко, министр промышленности, транспорта и связи автономной республики Азиз Абдуллаев и генеральный директор симферопольской научно-производственной фирмы по эксплуатации и строительству подземных объектов Николай Глухов представили проект этой «стройки века». Его в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями готовила украинская сторона, и она же должна была найти инвесторов, способных профинансировать создание перехода. По словам разработчиков, на полную реализацию идеи потребуется 783 млн долларов. Значительную часть этой суммы, как заверил г-н Бабенко, уже согласились выделить корпорации и крупные фирмы Японии, США, Китая и нескольких стран Европы. При условии достаточного финансирования все работы займут не более четырех лет, полтора года из которых уйдет на подготовку площадок и специальной оснастки.
Общая протяженность железнодорожного перехода через Керченский пролив -- около 30 км, 15 км из них -- подводный участок. Под дном пролива на глубине 90 метров будет проложено три туннеля. При этом проходчикам придется извлечь на поверхность более 2 млн кубометров породы. Чтобы упростить задачу, разработчики проекта решили не строить под землей автомобильную дорогу (вентиляция туннелей потребовала бы огромных затрат), но попасть на машине с российского берега на украинский и наоборот тоже не составит труда: по переходу будут курсировать специальные платформы.
Пропускная способность перехода -- 150 млн тонн грузов и 15 млн пассажиров в год (составы будут двигаться в туннелях со скоростью 140 км в час). В настоящее время грузовые и пассажирские потоки на этой линии меньше в несколько раз. Но именно здесь в будущем должен пройти один из важнейших транспортных коридоров, который свяжет Европу с Востоком, поэтому разработчики проекта уверены в его быстрой окупаемости.
Сейчас российский и украинский берега Керченского пролива связывает паромная переправа. Ее ресурс уже давно исчерпан, и все сооружения переправы находятся в плачевном состоянии. Несколько лет назад всерьез рассматривался вопрос строительства моста через пролив (эту идею поддерживал мэр Москвы Юрий Лужков), но детальные исследования и расчеты показали, что здесь выгоднее строить туннели.
Игорь ГЛАНИН, Краснодарский край