Время новостей
     N°8, 20 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2003
Госзаказ для автопрома
Дума пытается заставить правительство поддержать российские автозаводы рублем
Болезненный вопрос состояния отечественного автопрома в пятницу взволновал Госдуму и привел к очередной отповеди Белого дома. Депутаты направили Михаилу Касьянову одобренный 243 голосами запрос «О необходимости государственной поддержки автомобильной промышленности». Инициировал обращение Анатолий Иванов («Народный депутат»), который до своей парламентской деятельности возглавлял профсоюзный комитет «АвтоВАЗа». В запросе сообщается, что со второй половины 2002 года отечественные предприятия испытывают большие трудности со сбытом своей продукции, в результате чего сократилось производство, частично остановились предприятия (как известно, в конце года «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» несколько раз останавливали конвейер), снизились налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

Депутаты сочли, что для защиты отечественных автопроизводителей сделано слишком мало, и их нужно немедленно поддержать материально. Для этого думцы предложили кабинету министров выделить из бюджета 2003 года дополнительные средства для увеличения закупок правительством автомобилей у российских заводов с последующей передачей их лицам, в отношении которых Россия несет государственные долговые товарные обязательства. Предусмотренных на эти цели в бюджете 1,5 млрд руб., по мнению депутатов, недостаточно.

Правительство, которое не раз заявляло, что автопром должен стать конкурентоспособным, отреагировало незамедлительно. Замруководителя аппарата Белого дома Алексей Волин, согласившись с тем, что введение заградительных пошлин не помогло, заявил: «Спасение отечественного автопрома -- не в дополнительных мерах господдержки и не в новом увеличении пошлин на иномарки, а в повышении качества российских автомобилей».

Принятая правительством в прошлом году концепция развития российского автопрома до 2010 года действительно не принесла того эффекта, на который рассчитывали ее лоббисты. Импорт автомобилей в 2002 году достиг рекордных показателей, что вконец уронило спрос на продукцию российских предприятий. По оценкам аналитиков, в результате введения запретительных пошлин на иномарки старше семи лет (главная мера концепции), 60--70% спроса на них сместилось в сектор 5--6-летних иномарок и только 30% досталось российским автомобилям. Алексей Волин полагает, что одна из причин этого -- повышение цен российскими производителями: «После введения пошлин средняя цена на подержанные иномарки увеличилась на 1100 долл., тогда как отечественные автомашины подорожали на 900 долларов».

Аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог» Андрей Кормилицин уверен, что обращение депутатов к Касьянову -- это способ привлечь к проблеме автопрома внимание общественности или форсировать принятие правительством других мер, поскольку мало кто сомневается, что «правительство вряд ли пойдет на выделение дополнительных бюджетных денег».

Главным недостатком правительственной политики в отношении отечественного автопрома аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова считает «чрезвычайно растянутые сроки обсуждения и введения протекционистских мер, что и привело к увеличению ввоза иномарок за прошедший год». Негативные последствия этого будут наблюдаться и в этом году, поскольку, по словам г-жи Сахновой, на сегодняшний день на складах дилеров скопилось примерно 46% ввезенных в 2002 году машин, которые еще предстоит реализовать.

Правительство тем временем двигается по собственному плану. На прошлой неделе Минпромнауки направило в Белый дом отчет о выполнении концепции развития автопрома и комплекс мер, необходимых для уравнивания пошлин для физических и юридических лиц на иномарки от трех до семи лет. Эта мера должна сгладить ценовой разрыв на машины импортного производства -- стоимость ввезенной физическим лицом иномарки станет на 15--20% дороже. Главным условием эффективности этой меры, по мнению Елены Сахновой, является «немедленное введение ее в практику, иначе получится то же, что и в прошлом году».

Яна ВИКТОРОВА