|
|
N°8, 20 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минсельхоз меняет зерно на мясо
Упорство Минсельхоза, не устающего при каждом удобном случае напоминать о необходимости повышения Евросоюзом российской квоты на ввоз зерна, вознаграждено. Представитель ЕС по вопросам сельского хозяйства Франц Фишлер заявил в конце прошлой недели, что Евросоюз готов повысить персональную долю России в общей зерновой квоте. Правда, он подчеркнул, что изменения согласованных тарифных ставок не будет. Праздновать победу пока рано -- неизвестно, сколь значительным будет это повышение. Тем более что г-н Фишлер не скрывал, что в ответ ЕС ожидает от России увеличения мясных квот, введенных 30 декабря прошлого года. Минсельхоз рискует оказаться в сложном положении. С одной стороны он крайне заинтересован в сбыте зерна на европейский рынок, с другой -- поставки субсидированного европейского мяса не дают развиваться отечественным производителям.
Следует напомнить, что с 1 января ЕС ввел квоты на поставки зерна низкого и среднего качества в размере 2,9 млн тонн, из которых порядка 670 тыс. тонн пришлось на Соединенные Штаты и Канаду. Россия также пыталась добиться выделения персональной квоты, однако удалось ей это лишь частично. Квота была выделена, но совершенно не в том размере, на который рассчитывала Россия. Ей досталось лишь 600 тыс. тонн, в то время как российское сельхозведомство добивалось 2 млн тонн. В ответ 30 декабря правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле ограничила импорт мяса 1 млн 50 тыс. тонн в год.
Вопрос зернового экспорта стоит довольно остро. В 2002 г., по данным вице-премьера Алексея Гордеева, Россия экспортировала 12 млн тонн зерна, что в 2,5 раза больше, чем в 2001 г. В этом году, если погодные условия позволят вырастить сравнимый урожай, практика увеличения экспорта будет продолжена. Но для этого необходимы рынки сбыта. Правда, российский Минсельхоз активно осваивает новые. В среду в Россию должна прибыть представительная египетская делегация, чтобы заключить контракты на поставку 1--1,5 млн тонн зерновых, заявил г-н Гордеев. Однако вряд ли кто-то сможет поспорить с тем, что поставлять зерно в Европу гораздо ближе и удобнее.
Нельзя не отметить, что продолжение переговоров стало возможным только благодаря жесткой позиции правительства. Причем отказывать от такой политики Минсельхоз явно не намерен. Одним из первых заявлений вице-премьера Алексея Гордеева на международной выставке «Зеленая неделя» стали слова: «Мы намерены создать систему защиты внутреннего рынка, адекватную американской и европейской». В Евросоюзе, например, существует порядка 80 различных квот на продовольственные товары.
Вера СИТНИНА